НОВОСТИ О НАС КОНТАКТЫ на главную написать письмо
Архив новостей
2008 г. октябрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2008 г. ноябрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2008 г. декабрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2009 г. январь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2009 г. февраль: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2009 г. март: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2009 г. апрель: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Соединение ракетных катеров 80 лет в боевом строю Балтийского флота

 

На всем Балтийском флоте вряд ли найдешь такое соединение, которое могло бы сравниться с возрастом и славой соединения ракетных катеров, в нынешнем году отметившего 80 лет со дня своего образования. Торпедные катера в двадцатых годах прошлого века были новым родом сил флота, овеянным вихрями скорости и морской романтики. Поэтому  и командиры на них подбирались смелые, расчетливые офицеры, способные бить вражеские корабли наверняка, как говорят, с расстояния пистолетного выстрела. О боевом пути прославленного соединения  сказано много. Написаны книги, газетные очерки, стихи и песни. О подвигах балтийских катерников, мастеров торпедных атак писали военные историки, а их опыт вошел в академические справочники по тактике и военно-морскому искусству. Сто девятнадцать потопленных и тридцать восемь поврежденных вражеских кораблей - таков вклад катерников Балтийского флота в разгром фашистской Германии. Впрочем, это не просто статистика, это показатель превосходства русского духа и русского оружия над  врагом, уверявшим весь мир в своей непобедимости. Отечество по достоинству оценило подвиги моряков. 3584 ордена и медали – вот общее число наград, которых были удостоены военные моряки этого соединения. Одиннадцати военнослужащим было присвоено звание Героя Советского Союза.

Через восемьдесят лет со дня своего рождения соединение ракетных катеров по-прежнему готово постоять за честь страны. Ударная мощь ее начала расти в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. На смену лихим торпедным катерам приходили новые - ракетные. Видавшие виды катера-ветераны, свидетели славы моряков, уходили в отставку, чтобы занять места на постаментах памятников, превратившись в святыни-алтари памяти и мертвых, и живых. Теперь уже им посвящали стихи флотские поэты.

Эстафету поколений принимали новые катера, новые моряки, среди которых было немало ярких личностей. Достаточно сказать, что около пятидесяти офицеров соединения впоследствии стали адмиралами. В их числе и нынешний командующий Балтийским флотом вице-адмирал  Виктор Николаевич Мардусин, который начал свою службу командиром батареи на одном из малых ракетных кораблей. В этом плане катерникам повезло. В постоянной боевой готовности, службы формирует у моряков не только высокую ответственность, оперативно-тактическое мышление и чувство долга, но располагает к высокому чувству прекрасного. Какое из соединений Балтийского флота может похвастаться, что в его рядах служил настоящий русский поэт-маринист? Опять-таки только это соединение. Именно здесь на протяжении пятнадцати лет служил первый в Балтийске член Союза писателей России капитан 1 ранга Виктор Васильевич Сысоев, ветеран войны и фронтовик, которому в год восьмидесятилетия установлена мемориальная доска. Это он писал о своих боевых товарищах:

Балтийский створ

Морской фарватер…

Откинув мачты тонкий ствол,

Как альбатрос, ракетный катер

Летит над пеной серых волн…

Мы помним, как герои жили,

И как вели с судьбою спор.

И за два кабельтовых били врага торпедами в упор… 

В соединении катерников стало традицией самим растить для себя кадры. Нынче подавляющее большинство командиров кораблей и катеров - офицеры, которым нет и тридцати. Это молодые крепкие парни с задоринкой во взгляде, той, что присуща именно катерникам. Такой взгляд часто встретишь в бригадном музее боевой славы, что был создан руками офицеров-воспитателей капитана 1 ранга Ивана Кирбая и капитана 2 ранга Игоря Степаненко. Это взгляд тех, кто воевал на легендарных Д-3 и Г-5. Так же, как и нынешние командиры, они были молоды, смелы и свято верили в успех.

Кстати, о музее. Реликвии славного прошлого – это то, что притягивает души моряков. Где-где, а в его залах связь прошлого и настоящего ощущается остро. Особо насыщенными яркими событиями были последние четыре года. Именно в этот период отрабатывается новый вид боевой готовности для ракетных кораблей и катеров - боевая служба. В этот период катера бригады несли ее не только в акватории Балтийского моря, но и в акватории Северного моря. Частыми стали визиты в иностранные порты и участие в европейских военно-морских праздниках. Надо сказать, что каждый из таких походов приносил положительные баллы в копилку современной славы соединения, а командиры катеров и офицеры получали опыт работы в рамках международных отношений.

В год восьмидесятилетия в соединении сменилось командование. Командиром стал капитан 1 ранга Евгений Сирота, а его заместителем по воспитательной работе – капитан 2 ранга Олег Сывук. Думается, что с ними в истории соединения будут связаны новые высоты в плане боевой готовности. И под их руководством катерники уже начали писать первые строки на первой странице идущего девятого десятилетия своей боевой биографии.

Рассказ о балтийских катерниках был бы неполным, если бы в нем не упомянуть о шефах. Эта традиция берет свое начало с предвоенных лет. Особенно явно шефские связи проявились в жизни флота в годы Великой Отечественной войны. Тогда многие торпедные катера носили имена, такие, как "Тамбовский комсомолец", "Тюменский рабочий". Морское оружие создавалось на народные пожертвования и носило имена тех, кто отдавал на вооружение флота трудовые деньги. Сегодня взамен кораблей с комсомольскими именами на борту в строю новые имена. В историю Балтийского флота вошли ракетные катера, носящие названия русских городов "Моршанск" и "Димитровград". Думается, что инициаторы шефства, тихоокеанец капитан 2 ранга В. Ильмерзин и глава администрации города Моршанска А. Молочков, также войдут в историю флота, как искренние патриоты России, своим почином подтвердившие, что, несмотря на все трудности жизни, народ и армия все-таки едины. Тут с радостью следует отметить, что народный почин не пропал даром, и вскоре еще один ракетный катер обретет название в честь города Заречный.

Торжественные мероприятия в ознаменование 80-летия старейшего корабельного соединения БФ состоялись в канун Дня моряка-надводника. Поздравить моряков с праздником в расположение бригады прибыл командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Мардусин, который подвел итоги боевой учебы за год и особо подчеркнул, что ракетные катера продолжают оставаться значимой силой на Балтике, а значит, и одним из факторов поддержания мира и стабильности в регионе. Но наиболее эмоциональными были слова в прошлом командира соединения, а ныне вице-адмирала в отставке Павла Павловича Белоуса, который даже полвека спустя говорил, что считает соединение родным, а время, проведенное в его рядах, - лучшим временем жизни. И это было не чем иным, как признанием в вечной любви к морю и флоту.

  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •