НОВОСТИ О НАС КОНТАКТЫ на главную написать письмо
Архив новостей
2008 г. октябрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2008 г. ноябрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2008 г. декабрь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2009 г. январь: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2009 г. февраль: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2009 г. март: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2009 г. апрель: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Доклад Министра обороны Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации

«Об итогах деятельности Министерства обороны Российской Федерации в 2008 году с учётом результатов финансово-экономической работы и задачах на 2009 год»

Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Уважаемые товарищи!

Деятельность Вооруженных Сил в 2008 году планировалась и осуществлялась исходя из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Основные усилия были направлены на сдерживание угроз военной безопасности государства, создания условий для его экономического развития и повышения авторитета на международной арене.

Военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к достижению глобального лидерства, расширением и наращиванием военного присутствия Соединенных штатов и их союзников по НАТО в регионах, сопредельных с Россией.

Устремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ. Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства её традиционных интересов.

На военно-политическую обстановку оказывали серьёзное влияние международный терроризм и религиозный экстремизм, незаконная торговля оружием. Они всё чаще проявлялись в странах, граничащих с Россией.

Непосредственной угрозой национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации стало нападение Грузии на Южную Осетию. Эта попытка урегулировать конфликт силовым путем была направлена, в первую очередь, на дестабилизацию обстановки на Кавказе.

В целом анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства.

Уважаемые товарищи!

Для реализации возложенных функций, с учетом сложившейся внешнеполитической ситуации, Министерству обороны в 2008 году были увеличены объемы ассигнований на двадцать шесть процентов по сравнению
с 2007 годом.

Выделенные средства были распределены по следующим основным стратегическим задачам.

Первая.Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности и интересам Российской Федерации.

Около 16% ассигнований Министерства обороны были направлены на поддержание и развитие стратегических сил сдерживания.

Реализованы меры по развитию стратегических ядерных сил, контроля космического пространства, наращиванию возможностей систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны.

Назову некоторые из них:

-поставлено на боевое дежурство три дивизиона подвижных грунтовых ракетных комплексов и две шахтные пусковые установки «Тополь-М». К 2016 году эти комплексы составят основу всей группировки;

-осуществлялись регулярные полеты стратегической авиации в районах судоходства и экономической зоны России. Стратегические самолеты патрулировали акватории Мирового океана, провели пуски крылатых ракет на северных полигонах. Были совершены полеты двух Ту-160 в Республику Венесуэла;

-в рамках реализации программы по оснащению Военно-Морского Флота новыми подводными атомными стратегическими лодками проекта «Борей», оснащенными ракетным комплексом «Булава», начаты швартовые испытания головного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий»;

-увеличена на 14 процентов орбитальная группировка космических аппаратов;

-поставлена на опытно-боевое дежурство новая радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в г. Армавире;

-продолжается опытная эксплуатация РЛС «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область);

-поставлен на боевое дежурство второй полк, оснащенный зенитными ракетными системами
С-400 «Триумф».

Вторая задача.Повышение потенциала сил общего назначения.

На эти цели было выделено около
29% ассигнований.

В 2008 году удалось достичь стабильного проведения запланированных мероприятий боевой и оперативной подготовки, обеспеченных денежными и материальными ресурсами. Всего было проведено более пятидесяти таких мероприятий.

Они были подчинены единому замыслу.

Во-первых, это отработка взаимодействия и боевого слаживания группировок разнородных сил и средств.

Во-вторых, проведение крупномасштабных учений в условиях максимально приближенных к боевым.

Конечной целью являлась подготовка Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии против Российской Федерации.

Наиболее значимым стало стратегическое командно-штабное учение «Стабильность-2008».

К учениям привлекались: четыре общевойсковые армии, три флота, две воздушные армии, отдельная армия ракетно-космической обороны, ракетная армия, а также группировки тылового и технического обеспечения.

Всего было задействовано 150 самолетов,
11 подводных лодок, 28 надводных кораблей, около 86 тыс. человек личного состава и
1750 единиц вооружения и военной техники.

На завершающем этапе учения «Центр-2008» под управлением Верховного Главнокомандующего было осуществлено 17 пусков межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков.

Кроме того, состоялись оперативные учения с объединениями Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота.

В 2008 году проведено восемь совместных учений с вооруженными силами иностранных государств: Казахстана, Армении и Монголии. В том числе по линии ОДКБ –командно-штабное учение с вооруженными силами Армении
«Рубеж-2008».

Уважаемые товарищи!

Предметом серьезного анализа являются события августа 2008 года.

По решению Верховного Главнокомандующего проведена операция по принуждению Грузии к миру. Грузинские вооруженные силы понесли значительные потери и были деморализованы.

В период проведения операции проявились:

-слаженность действий личного состава при выполнении боевых задач;

-хорошая подготовка подразделений и воинских частей в ходе совершения марша;

-стремительная переброска группировки войск на территории Южной Осетии, в том числе при преодолении барьерного рубежа – Рокского тоннеля;

-мужество и высокий боевой дух солдат и офицеров.

Вместе с тем данный вооруженный конфликт явился для нас поводом для серьезного анализа.

Мы обобщили полученный опыт, сделали выводы. На их основании внесены уточнения в Государственную программу вооружения, Государственный оборонный заказ.

Утверждена Концепция развития системы управления Вооруженных Сил на период до
2025 года. Ею предусматривается создание перспективной системы управления на основе использования последних достижений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Мы планируем обеспечить пункты управления группировок войск на всех стратегических направлениях современной техникой. В первую очередь – в Северо-Кавказском военном округе.

В 2008 году было уделено значительное внимание вопросам организации боевой подготовки и материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота. Выделенные на эти цели ассигнования позволили увеличить количество вылетов боевой авиации, а также выходов в море кораблей и судов ВМФ.

Выполнено 27 дальних походов на боевую службу во все акватории Мирового океана.

В море выходили 49 кораблей и судов обеспечения Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов.

Всего к выполнению задач привлекалось почти 6000 человек личного состава.

Мероприятия такого масштаба не проводились с 1986 года.

Российские военные моряки участвовали в шести международных учениях.

Так, силы Черноморского флота совместно с военно-морскими силами Турецкой Республики в рамках учения «Черноморская гармония» осуществляли задачи по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения в Черном море.

Кораблями и судами ВМФ выполнено
54 зарубежных визита и деловых захода. В том числе был обеспечен официальный визит Президента Российской Федерации в Республику Венесуэла.

С октября 2008 года по настоящее время Военно-Морской Флот участвует в мероприятиях по борьбе с морским пиратством в районе Африканского рога.

Третья задача – мобилизационная и допризывная подготовка граждан.

Получила дальнейшее развитие практика проведения региональных командно-штабных мобилизационных учений и мобилизационных сборов. В прошедшем году было проведено 74 таких учения.

На сборах было подготовлено 77,5 тыс. граждан, пребывающих в запасе.

В 2008 году осуществлен переход к одногодичному сроку военной службы по призыву.

В связи с этим особые требования предъявляются к подготовке допризывной молодежи.

К сожалению, нас не удовлетворяет качество подготовки, осуществляемой по линии РОСТО.

Мы планируем готовить специалистов по основным военно-учетным специальностям в структуре Вооруженных Сил.

Возможности такой подготовки были продемонстрированы Верховному Главнокомандующему в ходе посещения в феврале 2009 года
212 учебного центра Сибирского военного округа.

Четвертая задача – техническое оснащение армии и флота.

В общем объеме ассигнований на эти цели приходится около 19%.

Эти расходы определены в соответствии с параметрами финансирования Государственной программы вооружения на 2007 – 2015 годы. Приоритет отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники.

Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными видами вооружения и военной техники в настоящее время составляет от 60 до
100 процентов. Но большая их часть физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками.

Как следствие – доля современных образцов вооружения и военной техники составляет около 10%.

Вместе с тем в связи с корректировкой параметров федерального бюджета, в том числе в части расходов на национальную оборону, военное ведомство было вынуждено перенести сроки реализации ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом более 80 процентов выделенных на НИОКР средств будут направлены на создание финальных образцов вооружения и военной техники;

Пятая задача – развитие потенциала системы обеспечения Вооруженных Сил.

Расходы на эти цели в 2008 году в среднем составили более тридцати процентов ассигнований Министерства обороны.

Продолжалось совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.

Финансирование войск было переведено на трехуровневую систему, что позволило оптимизировать денежные потоки.

С целью усиления контроля за финансово-экономической деятельностью в Министерстве обороны завершено создание вертикали контрольных органов. Утверждена Концепция ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах.

В 2008 году была разработана и начала реализовываться Стратегия социального развития Вооруженных Сил. Достигнуты конкретные успехи.

За счет введения новой системы оплаты труда вырос размер заработной платы гражданского персонала в среднем на тридцать процентов.

Дважды была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих.

На сорок – пятьдесят процентов было увеличено денежное довольствие плавсостава и военнослужащих, совершающих прыжки с парашютом.

По инициативе Министерства обороны, поддержанной Президентом Российской Федерации, по итогам 2008 года более 30 тыс. офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, ежемесячно награждается деньгами в размере от 35 до
150 тыс. рублей.

Разрабатывается проект федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих.

С учетом этого будет пересмотрена система пенсионного обеспечения.

Продолжая тему социальной защиты военнослужащих, хочу подчеркнуть, что вопрос обеспечения их жильем по-прежнему остается одним из основных в нашей работе.

C октября 2008года значительно увеличился размер денежной компенсации за наём жилых помещений. Тем не менее это не позволило в полной мере покрыть затраты военнослужащих, вынужденных снимать жилье.

Продолжается обеспечение военнослужащих жильем путем предоставления государственных жилищных сертификатов.

По решению Президента Российской Федерации в 2008 году норматив стоимости одного квадратного метра по сравнению с
2007 годом был увеличен с 22,4 до 28,6 тыс. рублей.

Налажено постоянное взаимодействие с федеральными округами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по приобретению квартир для военнослужащих.

Для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по обеспечению бесквартирных военнослужащих постоянным жильём, в 2009 году за счёт всех источников предусматривается получить 44,8 тыс. квартир для постоянного проживания.

Наращивается накопление средств на именных счетах участников военной ипотеки. На 1 марта 2009 года в неё вступили 54 тысячи
200 военнослужащих, на счета которых начислено более 9,5млрд. рублей.

С целью повышения эффективности использования бюджетных средств проводилась оптимизация системы тылового обеспечения.

Эти вопросы решались на основе территориального принципа. Заключались договоры с государственными организациями и коммерческими структурами.

В результате значительно сократилось привлечение военнослужащих к выполнению несвойственных им функций.

В 2008 году введены новые нормы продовольственных пайков, отвечающие требованиям сбалансированного питания.

Разработана новая военная форма. В настоящее время проводятся её опытные испытания.

Начата работа по созданию в военных округах и на флотах комплексных баз материально-технического обеспечения. Это позволит оптимизировать складскую инфраструктуру Вооруженных Сил и снизить логистические расходы.

Серьезно меняется система сервисного обслуживания Вооруженных Сил.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Министерством обороны проводятся мероприятия по созданию открытого акционерного общества «Оборонсервис»,
100 процентов акций которого сохраняются в федеральной собственности.

«Оборонсервис» объединил в своем составе предприятия и организации Минобороны по различным направлениям деятельности. Среди которых:

ремонт и обслуживание вооружения и военной техники;

строительство, эксплуатация объектов и энергетических систем;

торгово-бытовое обслуживание, гостиничные услуги;

информационно-издательская деятельность;

производство сельскохозяйственной продукции.

Все несвойственные Минобороны России функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу.

Уважаемые товарищи!

Существенным аспектом деятельности Минобороны являлось соблюдение правопорядка.

В качестве позитивного итога 2008 года можно отметить общее сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений.

Вместе с тем состояние дел с дисциплиной нас не удовлетворяет.

Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается высоким уровень правонарушений, совершаемых офицерами.

Причины роста офицерской преступности мы рассмотрим в ближайшее время на заседании совместной Коллегии с Главной военной прокуратурой. Определим порядок взаимодействия и необходимый комплекс мер по профилактике правонарушений.

Среди военнослужащих по контракту отмечаем такие виды преступлений как уклонение от прохождения военной службы и нарушение уставных правил взаимоотношений.

К сожалению, не удалось снизить уровень небоевых потерь в Вооруженных Силах. Это следствие нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных воинских коллективах. В 2008 году такие потери составили 471 человек.

С целью исправления ситуации планируется внести изменения в программы подготовки офицеров и сержантов, больше времени уделять обучению формам и методам работы с подчиненными.

Уважаемые товарищи!

Важным итогом деятельности Министерства обороны следует считать разработку перспективного облика Вооруженных Сил. В 2008 году основные усилия были сосредоточены на подготовительной и организационной работе на долгосрочную перспективу.

15 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации утверждены параметры основного боевого состава Вооруженных Сил до 2020 года.

Поставлены задачи, которые должны быть поэтапно решены:

–перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности;

–повышение эффективности системы управления Вооружёнными Силами;

–оснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения и военной техники;

–совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки;

–обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, постоянным и служебным жильём.

Основной боевой состав Вооружённых Сил разработан с учётом сохранения окружного руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает изменения существующей общей структуры.

Они будут состоять из трёх видов – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот и трёх родов войск – Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска.

Планируется создание соответствующей перспективному составу Вооружённых Сил трехзвенной системы управления: военный округ – оперативное командование – бригада.

На каждом стратегическом направлении создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени.

На необходимом и достаточном уровне сохранится потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания.

В перспективном составе Вооружённых Сил предполагается содержание только соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной техникой. Они должны быть способны выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания.

Кроме того, предусматривается иметь необходимуюмобилизационную составляющую в виде баз хранения и ремонта вооружения и техники, а также подвижные средства ремонта.

При этом вопросы мобилизационного развёртывания передаются в военные округа, главные командования, главные и центральные управления Минобороны.

Указом Президента Российской Федерации от
29 декабря 2008 года установлена штатная численность военнослужащих в один миллион человек.

Планируется привести количество офицерских должностей к уровню пятнадцати процентов от штатной численности военнослужащих. При этом устранить дисбаланс в соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и в центральном аппарате.

В рядах Вооруженных Сил должны быть сохранены лучшие, наиболее профессионально подготовленные и мотивированные на военную службу кадры.

В настоящее время в армии и на флоте проводится аттестация военнослужащих.

Именно её результаты станут базой для определения дальнейшего служебного предназначения каждого офицера. Этой работе уделено первостепенное внимание.

Планируем продолжить перевооружение армии.

К 2015 году доля современных образцов будет доведена до 30%, а к 2020 году – до 70%.

Основным условием реализации этой задачи является ежегодное финансирование государственной программы вооружения в установленных объёмах с учетом инфляции.

Наши усилия будут направлены не на отдельные поставки вооружения и военной техники, а на перевооружение соединений и воинских частей.

В системе военного образования продолжится поэтапная оптимизация. В настоящее время сеть военно-учебных заведений приводится в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах.

На основании решения Президента Российской Федерации к 2013 году будут созданы 10 системообразующих вузов. На правах обособленных структурных подразделений в их состав войдут ныне существующие военные училища и институты.

Прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных заведениях сержантов контрактной службы с получением профессионального образования по программам начального или среднего специального образования.

Кроме того, проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности суворовских военных училищ и кадетских корпусов. С 2009 года училища перейдут на семилетний срок обучения.

Один из вариантов развития и современного оснащения довузовского военного учебного заведения был продемонстрирован Президенту Российской Федерации в Нахимовском военно-морском училище. Уже сегодня там реализуются новые образовательные программы, расширен перечень учебных дисциплин. Оснащены современным оборудованием учебные аудитории.

В 2008 году произведен первый набор в Пансион воспитанниц Министерства обороны. В нем начали обучение дочери военнослужащих из отдаленных гарнизонов Вооруженных сил.

Уважаемые товарищи!

В соответствии с поставленными задачами считаем необходимым в 2009 году основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий по выходу на перспективный облик Вооруженных Сил.

До 1 декабря этого года должны быть завершены организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации.

Финансирование этих мероприятий планируется проводить за счет средств, выделяемых на текущее содержание армии и флота, а также за счет привлечения средств от реализации военного имущества.

Особо хочу сказать о задаче, связанной с принятым 4 февраля 2009 года решением президентов государств-членов ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования.

Уже на сентябрь 2009 года запланированы совместные тактические учения Коллективных сил на территории Республики Казахстан.

Предполагается оснастить эти силы современным вооружением и военной техникой, специально разработанной формой одежды и экипировкой.

С российской стороны в состав Коллективных Сил войдут воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада.

Также значимым мероприятием Вооруженных Сил в этом году будет оперативно-стратегическое учение «Запад – 2009». Оно планируется совместно с вооруженными силами Республики Беларусь.

Прорабатывается вопрос участия в этих учениях вооруженных сил Республики Казахстан.

Уважаемые товарищи!

В связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооруженных Сил ограничены.

В этих условиях усилия руководства Минобороны России направлены на повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов.

Приоритетными направлениями финансирования останутся расходы на оснащение Вооруженных Сил новыми образцами вооружения и военной техники, а также на социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Подводя итог, необходимо сказать:

Задачи, поставленные перед Вооруженными Силами в 2008 году, в целом выполнены.

На сегодняшний день есть четкое понимание перспектив развития армии и флота.

Верховным Главнокомандующим сформулированы задачи Вооруженным Силам на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Качественное выполнение этих сложных и масштабных задач будет зависеть от слаженной, каждодневной, кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота.

  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •