НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 

открыть этот документ в формате doc(60 Кб) скачать этот документ в формате zip(15 Кб)

О системе стратегического управления в КНР
Источник: А.А.Кокошин. Глава 7. О системе стратегического управления в КНР. В кн.: А.А. Кокошин. Вопросы стратегического руководства обороной России. Краткий очерк. М., ИПМБ РАН, 2001. С.36-38.

Своеобразна система стратегического руководства вооруженными силами Китайской Народной Республики, с которой у Российской Федерации в последние годы установились по многим направлениям практически партнерские отношения1. Во главе всей системы стратегического руководства стоит Центральный Военный Совет КНР. Раньше это был сугубо партийный орган, поскольку сами вооруженные силы считались прежде всего партийным органом. А после того, как Всекитайским Собранием народных представителей был принят специальный закон об обороне, ЦВС стал и государственным органом2. Но это одни и те же люди и в партийном и в государственном органе Китая.

О важности Центрального Военного Совета, его особой роли в системе государственного управления в КНР говорит тот факт, что в свое время Дан Сяопин, уйдя со всех постов в высшем руководстве Китая, оставил за собой лишь пост Председателя ЦВС.

Сейчас этот пост занимает Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. Членами Центрального Военного Совета являются очень ограниченное количество лиц. Оно сопоставимо с числом постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации и с числом членов СНБ США. Помимо самого Председателя, это его первый заместитель, Министр обороны КНР, Начальник Генерального штаба НОАК, Начальник вооружений НОАК, Начальник тыла НОАК и Начальник главного Политуправления НОАК. Иерархия в ЦВС КНР следующая: Первый заместитель Председателя (сейчас это Чжан Ваннянь) - член Политбюро и секретарь ЦК КПК3; затем идет министр обороны - он только член Политбюро; все остальные, включая начальника Генштаба, - члены ЦК КПК. Но при этом они примерно приравнены по статусу, как минимум, министра "первого ранга" (а то и заместителя премьера) правительства КНР - Госсовета КНР. В принципе это орган высшего не только военного, но и политического управления, особенно на чрезвычайный период. ЦВС подчинена и Народная вооруженная милиция КНР (эквивалент российских Внутренних Войск), а также войска народного ополчения, но не через министра обороны, а непосредственно Председателю ЦВС, де-факто его первому заму4.

Министр обороны в Китае не имеет столь больших полномочий как, скажем, Министр обороны в США, Великобритании или Франции. Он является, прежде всего, представительской политической фигурой, занимая очень высокий пост, как член Политбюро. Но фактически вооруженными силами КНР руководит первый заместитель Председателя Центрального Военного Совета, который стоит и над министром обороны, и над Генштабом, и над службой тыла, и над службой вооружений, и над другими органами стратегического руководства.

Армия в Китае - своеобразный институт, она радикально отличается от того, что есть не только в Европе, но и от того, что было в Советском Союзе. Армия в Китае редко вела крупномасштабные боевые действия с проведением фронтовых операций, операций групп фронтов (или их аналогов), что было свойственно Советскому Союзу, Германии, Японии, Великобритании и США в ходе Второй мировой войны. Она преимущественно вела войны партизанского типа. Ее всегда берегли, прежде всего, для обеспечения политической власти. Мао Цзедун, создав Красную армию Китая как орудие партии, во главу угла ставил тезис о том, что "винтовка рождает власть"*.

Сам Мао был по-настоящему оригинальным военным мыслителем, в том числе автором уникальной концепции партизанской войны, с использованием которой были одержаны многочисленные победы не только в Китае. Мао Цзедун старался никогда не подвергать Красную Армию Китая (затем НОАК) риску поражения, что вело бы к утрате ее авторитета в стране и за рубежом**.

В ходе Второй мировой войны руководство КНР всегда стремилось избегать крупных военных столкновений, несмотря на то, что, скажем, И.В.Сталин очень активно давил на него, чтобы Мао Цзедун вел более активные боевые действия против японцев в ходе Второй мировой войны. Мао Цзедун же предпочитал сохранять силы Красной Армии Китая до решающих столкновений с гоминдановскими силами во главе с Чан Кайши в борьбе за завоевание политической власти Китая. Многие китайские политические и военные деятели при этом считали, что необходимо все-таки активизировать действия против японцев, в том числе и для того, чтобы гарантировать их невступление в войну против СССР, на стороне гитлеровской Германии. Предпринимались ими в связи с этим и сравнительно крупномасштабные действия - прежде всего "битва ста полков", за которую в годы "культурной революции" был обвинен Пэн Дэхуай.

Исключение составляет война в Корее 1950-1952 гг., когда руководство КНР перед лицом угрозы полного поражения КНДР вынуждено было направить туда значительный военный контингент "китайских народных добровольцев" во главе с таким крупным деятелем, как Пэн Дэхуай. Китайские воины, несмотря на свой высокий боевой дух, часто оказывались в сложном положении перед лицом американской армии, превосходившей их по всем параметрам своей технической оснащенности, системе управления, по недавнему серьезнейшему боевому опыту Второй мировой войны5. Только значительные поставки советской военной техники и прикрытие с воздуха района боевых действий советскими истребительными дивизиями дали возможность китайским народным добровольцам избежать куда более крупных потерь и неудач6.

Этот характер китайских Вооруженных Сил во многом сохранился до конца 1990-х годов. В последние два-три года в НОАК происходят весьма значительные изменения в направлении превращения ее в совершенно новую боевую силу7.

Руководство КНР явно взяло курс на создание современных вооруженных сил во всех смыслах этого слова, на их оснащение самой современной техникой, чего до недавних пор не было, кроме отдельных, сравнительно узких сегментов. В последние два года дух военной мысли НОАК, судя по многим общедоступным публикациям, начинает меняться в сторону большей активности, наступательности, решительности действий - но в рамках решения ограниченных, строго выверенных политических и военно-стратегических целей8. Во многих зарубежных источниках отмечается существенное увеличение расходов на оборону в КНР в последние 2-3 года. Процесс трансформации НОАК, создания современных, отвечающих требованиям XXI века, вооруженных сил в КНР займет 20-25, а может быть и более лет, если он не будет прерываться какими-либо катаклизмами, которых может не избежать при всех своих достижениях последних лет КНР. Однако уже к концу первого десятилетия XXI века можно ожидать появления в КНР на целом ряде направлений современных группировок вооруженных сил.

В своих трудах по военным вопросам Мао Цзедун опирался во многом на великого китайского военного мыслителя и полководца древности Сунь Цзы9. Дух стратегии Сунь Цзы существенно отличается от духа стратегии Наполеона, Клаузевица, Мольтке, Шлиффена, Тухачевского, Соколовского и его коллег по знаменитой в 1960-е - 1970-е годы книге "Военная стратегия", выдержавшей несколько изданий в нашей стране и за рубежом.

С идеями Сунь Цзы в то же время перекликаются стратегические действия Петра Великого после поражения русской армии от шведов во главе с Карлом XII под Нарвой, приведшие позднее (1709 г.) к крупнейшему стратегическому успеху под Полтавой, стратегия М.И.Кутузова против Наполеона в 1812 г., идеи таких русских и советских военных теоретиков ХХ века, как А.А.Свечин, А.Незнамов, Л.Верховский. Идеи Сунь Цзы "побеждать замыслом" остаются актуальными и сегодня10. Во многом опираясь на них, будут строиться действия китайских вооруженных сил при решении проблемы обеспечения суверенитета КНР над Тайванем и при решении ряда других крупных политических задач этой нарождающейся "второй сверхдержавы" XXI века (ибо "первой сверхдержавой" на весь обозримый период будут оставаться США)11.

Сунь Цзы изучается в китайских военных училищах и тем более в военных академиях сейчас еще более основательно, чем прежде12. С ними и взглядами других китайских военных теоретиков и историков в гораздо большей мере, чем это имеет место до сих пор, должны быть сегодня знакомы наши государственные и военные деятели, командующие и командиры различных звеньев13.


1Как отмечает Е.М.Примаков, в 1990-е годы в отношениях с КНР Россия прошла "огромный путь". Вехами на этом пути были зафиксированные впервые в истории границы с Китаем, подписанные документы об укреплении доверия в военной области в районе границы и взаимное сокращение вооруженных сил в приграничных зонах. Масштабные задачи были поставлены в торговом, экономическом, военно-техническом сотрудничестве. Наладились постоянные политические консультации на всех уровнях, взаимодействие в международных организациях. Во всем этом сыграл ключевую роль Председатель КНР Цзян Цзэминь. - См. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., Изд. "Совершенно секретно", 1999, с.195-196.

2"Закон Китайской Народной Республики об обороне" был введен в действие 14 марта 1997 г. Указом Председателя КНР Цзян Цзэминя № 84. В соответствии со статьей 13 данного закона, Центральный военный совет КНР (ЦВС) руководит всеми вооруженными силами страны и обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет единое руководство всеми вооруженными силами;
2) вырабатывает военную стратегию и планы ведения военных действий;
3) руководит строительством НОАК, разработкой планов и программ, организацией их выполнения;
4) представляет планы оборонного строительства на рассмотрение Всекитайского Собрания народных представителей и ПК ВСНП;
5) вводит в действие военные законы, издает директивы и приказы в соответствии с Конституцией и законом;
6) определяет структуру и состав НОАК, задачи и функции органов высшего военного управления, а также военных округов, видов вооруженных сил и родов войск;
7) осуществляет назначение на руководящие должности, ведает вопросами обучения, поощрения и наказания личного состава вооруженных сил в соответствии с общегражданским и военным законодательством;
8) утверждает планы разработки и модернизации образцов оружия и военной техники, осуществляет совместно с Госсоветом руководство военной наукой и военным производством;
9) руководит совместно с Госсоветом КНР исполнением расходной части военного бюджета;
10) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

3Его предшественник на этом посту генерал-полковник Лю Хуацин, соратник Дэн Сяопина, ушедший в отставку в возрасте 82 лет в 1998 г., в партийной иерархии занимал более высокое место - он был членом Постоянного консультативного комитета Политбюро ЦК КПК, своего рода "Политбюро в Политбюро".

4В 1998-2000 гг. численность НВМ существенно увеличена за счет сокращения численности НОАК. НОАК в последние 1,5-2 года сократилась в численности более чем на 500 тыс. человек, но примерно на такую же величину возросли внутренние войска, которые начинают брать на многих участках и функцию охраны границ, которая раньше на некоторых участках осуществлялась армией, а также замещают армию (НОАК) в ряде районов Синьцзяна и Тибета.

* Нынешняя армия возникла в КНР намного раньше, чем была образована КНР (КНР была образована в 1949 г.). Днем образования армии считается 1 августа 1927 г., когда в Наньгане революционные войска во главе с Чжоу Эньлаем, Чжу Дэ, Хэ Луном и Лю Боченом восстали против гоминьдановцев. До 1937 г. НОАК именовалась Рабоче-крестьянской Красной Армией Китая (подобно Рабоче-крестьянской Красной Армии СССР), в период сопротивления японским захватчикам (1937-1945 гг.) - 8-й армией и Новой 4-й армией. Свое нынешнее наименование НОАК получила во время Народно-освободительной войны 1945-1949 гг. - См. 40 лет КНР. Отв. ред. М.Л.Титаренко. М., Наука, 1989, с.289; Государственный строй Китайской Народной Республики. Отв. ред. Гудошников Л.М. М., Наука, 1988, с.196-197.

** НОАК КНР, как и Красная Армия в СССР, не избежала репрессий, особенно в ходе "культурной революции". В числе репрессированных оказались многие видные военачальники, в том числе такая крупная и светлая фигура, как маршал Пэн Дэхуай. Однако в ходе этих репрессий масштабы прямого физического уничтожения командного состава НОАК были неизмеримо меньше, чем в СССР в 1937-1938 гг. подавляющая часть военных кадров НОАК КНР в ходе "культурной революции" сохранили свои позиции, в результате чего вооруженные силы КНР в тот период почти не утратили своей боеспособности.

5Стоит обратить внимание на то, как объективно, четко освещает соотношение боевых возможностей НОАК и американских вооруженных сил в ходе войны в Корее в своих воспоминаниях Маршал Пэн Дэхуай. - См. Пэн Дэхуай. Мемуары Маршала. Пер. с кит. М., Воениздат, 1988, с.356-357.

6Он сохранил силы и средства (существенно преумножив их за счет вооружений и имущества Квантунской армии Японии, капитулировавшей перед лицом абсолютного превосходства Советской армии в результате проведения Маньчжурской операции 9 августа - 2 сентября 1945 г.) для последующей борьбы (и победы в этой борьбе) с гоминьдановцами.

7Среди трудов Мао Цзедуна по военным вопросам можно выделить следующие работы: "Стратегические вопросы революционной войны в Китае" (декабрь 1936 г.), "Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков" (май 1938 г.), "О затяжной войне" (мая 1938 г.), "Война и вопросы стратегии" (6 ноября 1938 г.). - См. Мао Цзэ-Дун. Избранные произведения. Пер. с китайского. М., Издательство иностранной литературы, 1953. Т.Т.1, 2. Эти труда должны быть предметом изучения и преподавания в Военной Академии Генерального Штаба ВС РФ.

8Вплоть до 1999 г. в НОАК КНР имелось огромное количество всякого рода предприятий (по некоторым оценкам, около 20 тыс.), причем далеко не только сельскохозяйственных, призванных обеспечивать дополнительным продовольствием армию. Это были и текстильные предприятия, и угольные шахты, и нефтеперегонные заводы, и компании-авиаперевозчики, и многое другое. В ряде гостиниц г.Пекина значительная доля принадлежала не только, например, Службе Тыла НОАК, но и Генштабу НОАК или Управлению внешних сношений Минобороны КНР, подчиненного непосредственно Министру. Очевидно, что обремененная таким грузом (в том числе имея постоянную проблему коррупции) армия имеет весьма ограниченную боеспособность, даже с сугубо психологической точки зрения.

9Одним из центральных понятий для Сунь Цзы - "иметь выгоду" от войны: только при наличии "выгоды" война для него имеет смысл.
Для Сунь Цзы цель войны - не победа; победа нужна не сама по себе, она нужна только как средство получения выгоды. Если война ведется ради выгоды, то, по его мнению, значительно выгоднее овладеть страной противника, не разорив ее, лучше подчинить себе армию противника, не уничтожая ее: "…по правилам войны наилучшее - сохранить государство противника в целостности, на втором месте - сохранить это государство. Наилучшее - сохранить армию противника в целостности, на втором месте - разбить ее… …Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь. …Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска. Самое худшее - осаждать крепости".
"Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте".
Понятие выгоды имеет у Сунь Цзы не только высший военно-политический или экономический смысл; оно приложимо и для более частных ситуаций в ходе вооруженной борьбы - ситуаций тактических, способных повлиять на военно-стратегический результат, а через него - на высший политический.
Для Сунь Цзы слово "выгода" применимо и для целей войны вообще, и для цели каждого действия на тактическом уровне.
Если следовать принятой хронологии, главная деятельность Сунь Цзы протекала в царстве У в то время, когда так правил Хо Люй (514-495 гг. до н.э.) - т.е. примерно за 200-250 лет до величайшего китайского философа Конфуция. - См. Конрад Н.И. Синология. Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1995 (репринтное воспроизведение издания 1977 г.), с.27-29.
Первое знакомство автора с военной философией Сунь Цзы состоялось во время поездки в КНР по линии АН СССР в 1986 г. и встреч в китайском Институте стратегических исследований, органе, близком к Центральному военному совету и Генштабу НОАК КНР.
Более близкое знакомство с философией Сунь Цзы и его ролью в современном китайском военном мышлении состоялось во время официальных визитов в КНР в 1992-1998 гг. в качестве первого заместителя министра обороны РФ и затем в качестве Государственного военного инспектора - секретаря Совета обороны РФ.

10Сопоставление логики системы военной мысли Сунь Цзы и других китайских классических авторов с классиками военной стратегии, оперативной мысли автор считает исключительно интересной и плодотворной задачей, которую предстоит еще решить с необходимой глубиной отечественным исследователям.

11Использование военной силы со стороны КНР, как считают многие эксперты, можно ожидать в той или иной прямой или косвенной форме (не обязательно в виде прямого развязывания боевых действий) не только применительно к Тайваню (суверенитет над которым со стороны КНР не оспаривает практически никто), но и в отношении островов Сэнкаку и Спратли (Парасельские острова), а также в отношении ряда других территорий.
С высокой степенью вероятности можно ожидать после 2010 г. (если позволит экономическая ситуация) становления КНР как крупной морской державы, что не имело места в истории Китая на протяжении нескольких сот лет. Отсутствие у Китая военного и гражданского океанского флота крайне негативно сказалось на экономическом и социальном развитии страны, на обороноспособности этой великой державы и цивилизации. Западные колонизаторы, имея собственное военно-морское превосходство, в XIX веке и позже неоднократно вторгались на морских кораблях не только в прибрежные районы, но даже и в относительно внутренние территории Китая, осуществляя в самой грубой форме не просто "дипломатию канонерок", а прямое вооруженное вмешательство во внутренние дела Китая, грубо попирая его суверенитет.). До недавних пор КНР имела флот лишь прибрежного действия с большим количеством катеров и малотоннажных кораблей с незначительной мореходностью и автономностью плавания. Слабо развита в КНР была и морская авиация наземного базирования.
Не следует исключать того, что уже в этом десятилетии в результате решений высшего государственного руководства КНР в составе ВМС КНР появятся собственные атомные подводные ракетоносцы с баллистическими ракетами с ядерными боеприпасами. Свидетельством этому являются появившиеся сообщения в прессе о том, что КНР успешно испытало в январе 2001 г. баллистическую ракету большой дальности (свыше 10 тыс.км!) с пятью разделяющимися головными частями.
Это будет флот, прежде всего, для действий на различных акваториях Тихого океана. Он не сможет "бросить вызов" военно-морскому господству США в Мировом океане в целом, но будет способен радикально изменить оперативно-стратегическую и военно-политическую обстановку в отдельных, наиболее важных с точки зрения интересов КНР, китайской "выгоды", говоря языком Сунь Цзы, районах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это опять же относится ко всей зоне вокруг Тайваня, включая дальнюю морскую зону. - на дистанциях, на которых корабли и самолеты базовой авиации ВМС КНР могли бы встречать авианосные ударные группы "других государств".
Создавая свой океанский (тихоокеанский) военно-морской флот, КНР длительное время (вплоть до последней четверти XXI века) имеет возможность не сталкиваться на морях со своим великим южноазиатским соседом - Индией. Последняя в развитии своих Военно-морских сил будет прежде всего стремиться к "господству на море" в Бенгальском заливе, а затем в северной части Индийского океана.
У Индии, как и у КНР, можно ожидать появления морской составляющей стратегических ядерных сил, однако это произойдет, скорее всего, на 5-7 лет позже, чем у КНР.

12Примечательно, что Сунь Цзы все более пристально изучают и в высших военных заведениях США, начиная с Вест-Пойнта и кончая Национальным университетом бороны, эквивалентом нашей Военной академии Генштаба. Ссылки на Сунь Цзы присутствуют в основном боевом уставе Армии США FM-100-5 1982 г.

13Помимо трактатов Сунь Цзы, безусловно, внимания заслуживают такие работы, как "Шесть секретных учений Тай-Гуна", "Три стратегии Хуан Ши-гуна", "Вопросы танского Тай-Цзуна и ответы Ли Вэй-Гуна". - См. У.Цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. Пер. с англ. СПб. Изд. "Евразия", 1998, с.25-98; 243-271; 271-315.










 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  •  
    Предисловие Маршала Советского Союза В.Г.Куликова к книге А.А. Кокошин. Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М., РОСПЭН, 2003

    Век xxi: быстро запрягать и быстро ездить. Размышления над книгой (Николай Николаев, газета "Красная Звезда")

    Теоретические основы взаимоотношения политики и военной стратегии и их практическое значение

    Сталин и Генеральный Штаб РККА в годы Великой Отечественной войны

    Закон о безопасности РФ

    Федеральный закон об обороне

    Федеральный закон о ФСБ

    Закон РФ о милиции

    Закон РФ о федеральных органах правительственной связи

    Положение о ФСБ

    Положение о Министерстве обороны

    Положение о Генеральном штабе ВС РФ

    Положение об аппарате СБ

    Положение о СБ

    Указ о ФАПСИ

    О системе стратегического управления в КНР

  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •