НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



Интервью А.Кокошина журналу "Политбюро", 18 августа 2003 г.

И тот, кто с бомбой по жизни шагает…

13 августа в Российском федеральном ядерном центре в Сарове (Нижегородская область) прошло "термоядерное" заседание Научно-технического совета. Мероприятие отчасти получилось праздничным, поскольку было посвящено полувековому юбилею испытания первой советской водородной бомбы, взорванной на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года. Тем не менее параллельно с юбилейными речами на заседании обсуждались и перспективы дальнейшего использования национальных ядерных арсеналов. Ядерное сдерживание, на котором после Второй мировой держался миропорядок, уходит в прошлое. После того, как подписанный президентами Путиным и Бушем Договор о стратегических наступательных потенциалах будет исполнен, на вооружении бывших ядерных сверхдержав останется около четырех тысяч боезарядов. Сущая безделица по сравнению с той почти сотней тысяч боеголовок, которыми когда-то угрожали друг другу США и СССР.

Однако же ни Вашингтон, ни Москва не торопятся окончательно списать свои ядерные арсеналы в архив истории. В ходе американских операций в Афганистане и Ираке военные в США вновь заговорили о необходимости разработки и использования тактического ядерного оружия сверхмалой мощности. Нечто подобное, похоже, занимает и умы наших ядерщиков, хотя вслух об этом в России говорить не принято. О разработках такого рода, ведущихся в Сарове, мы бы, пожалуй, так ничего и не узнали, если бы в ходе своего визита 31 июля в Российский федеральный ядерный центр президент Путин, выступая перед его сотрудниками, случайно не обмолвился о том, что "сейчас вы сосредоточены на совершенствовании находящихся в разработке или уже разработанных комплексов ядерного оружия". Таким образом, Россия параллельно с США продолжает разработку новых ядерных бомб и совершенствование имеющихся.

Редакция "Политбюро" попросила прокомментировать ситуацию с российским ядерным оружием депутата Госдумы, экс-секретаря Совета безопасности Андрея Кокошина, который принимал участие в заседании Научно-технического совета Российского федерального ядерного центра.

- Если говорить о пятидесятилетнем юбилее нашей водродной бомбы, то чем для нас в то время был этот взрыв? Что бы случилось, если бы создание термоядерного оружия в нашей стране произошло на несколько лет позже?

- В тот момент у "ястребов", которых тогда было немало в Вашингтоне в высших эшелонах власти, складывалось представление о том, что у США открылось "окно возможностей" для упреждающего использования ядерного оружия. Как за счет количественного превосходства по числу атомных, "дотермоядерных" зарядов, так и за счет появления "супербомбы", более чем на порядок превышающий по мощности атомное оружие. Тогда открытые международные кризисы возникали регулярно, и не следует исключать того, что в какой-то острой ситуации американская сторона могла бы, опираясь на свое количественное и качественное превосходство, пойти на упреждающие удары - прежде всего по советским центрам разработки и производства ядерного оружия и по атомным объектам советских Вооруженных сил.

Так что, на мой взгляд, испытания советской водородной бомбы 50 лет назад были одним из важнейших актов, обеспечивших на многие годы стратегическую стабильность и безопасность нашей страны.

- Какова роль ядерного оружия в современных условиях, после завершения холодной войны, когда Россия и США являются партнерами по антитеррористической коалиции, да и с другими ядерными государствами у нас хорошие отношения?

- Не следует забывать, что в последние несколько лет появилось еще два ядерных государства - Индия и Пакистан. Не собираются отказываться от своих ядерных сил и средств ни США, ни Китай, ни Великобритания, ни Франция, ни Израиль. Во всех этих странах ядерное оружие рассматривается как краеугольный камень их военной безопасности. В полной мере это относится и к нам. К тому же для нас ядерное оружие обеспечивает весьма высокий мировой политический статус, делает наш голос более звучным в тех вопросах международных отношений, которые представляют для нас жизненно важный интерес.

Наконец, ядерное оружие опосредованно, через политико-психологическую сферу, при правильной постановке дела может способствовать завоеванию Россией "места под солнцем" в мировой экономике. Так что нет никаких сомнений в том, что объявленная президентом России Владимиром Владимировичем Путиным линия на модернизацию сил и средств ядерного сдерживания полностью оправдана.

- Какими должны быть основные принципы российской ядерной политики в современных условиях?

- Полагал бы важным зафиксировать в российской ядерной политике, в соответствующем разделе нашей военной доктрины, такие положения, как интегральность сил и средств ядерного сдерживания в рамках единой системы боевого управления и контроля, замыкающийся на Президента - Верховного главнокомандующего, обеспечение сдерживания "по всем азимутам", асимметричность сил и средств ядерного сдерживания; гибкость, многовариантность в возможностях применения любых сил, от тактических до стратегических.

- Считаете ли Вы необходимым, чтобы в России создавались ядерные боеприпасы сверхмалой мощности для точечного поражения высокозащищенных целей?

- Россия в принципе должна обладать всем возможным спектром ядерных боеприпасов. Это будет обеспечивать надежность, устойчивость ядерного сдерживания "по всем азимутам" в условиях слабости наших сил общего назначения.








 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России

  •  
    14 октября 2003 г. Дружба с позиции силы. (Интервью А.Кокошина, журнал "Итоги")
    18 августа 2003 г. И тот, кто с бомбой по жизни шагает… (Интервью А.Кокошина журналу "Политбюро", 18 августа 2003 г.)
    22 мая 2002г. Россия обеспечит себе "место под солнцем" (Интервью А.А.Кокошина РТР)
    27 февраля 2002г. АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ: ОН ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ У РОССИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Интервью А.А. Кокошина газете "Труд")
    19 февраля 2002г. В ближайшие годы при реализации госпрограммы вооружений на НИОКР будет расходоваться до 40% выделяемых средств
    30 января 2002г. Конкурсная комиссия по выбору лучшего проекта боевого самолета пятого поколения приступит к работе в начале февраля
    30 января 2002г. Первый раздел Государственной программы вооружений посвящен развитию стратегических ядерных сил России - замминистра обороны
    29 января 2002г. Российское оружие имеет довольно значительный потенциал в плане модернизации, заявляют в Минобороны
    29 января 2002г. Российские Вооруженные силы получат в 2002 году шесть ракетных комплексов "Toполь-M"
    17 ЯНВАРЯ, 2002 г. Интервью А.А. Кокошина агентству Интерфакс-АВН
    26 ноября 2001г. Радиостанция "Маяк" ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ЧАС НАСТАЛ…(Интервью А.А.Кокошина)
    СДЕРЖИВАНИЕ ВО ВТОРОМ ЯДЕРНОМ ВЕКЕ (А.А. Кокошин В.А. Веселов А.В. Лисс, М., ИПМБ, 2001. С.1-56)
    Кокошин А.А. МОРСКАЯ МОЩЬ РОССИИ
    Источник: "Независимое военное обозрение" № 1, 1999.
    Гражданский контроль над военной организацией :
    Гражданский контроль над военной организацией: можно ли без погон управлять армией? (А.Арбатов. Безопасность: российский выбор. - М., ЭПИцентр, 1999, с.104-122)

  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •