НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



"Потенциал России востребован в мире"
(интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)

В ближайшие дни пройдут саммиты Россия-США, Россия-НАТО, Россия-ЕС, встреча лидеров Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В канун этих важных для России мероприятий министр иностранных дел РФ ИГОРЬ ИВАНОВ ответил на вопросы обозревателя "Ъ" ГЕННАДИЯ СЫСОЕВА.

- Уместны ли в отношении предстоящих мероприятий определения типа "исторический"?


- Действительно, май и июнь выдались жаркими в плане международных встреч и переговоров с участием президента России. Уже состоялись саммиты ЕврАзЭС и ДКБ. Предстоят перечисленные вами мероприятия. А в конце июня пройдет очередная встреча "большой восьмерки". Совершенно очевидно, что это будут далеко не рядовые события. Каждая из этих встреч имеет большое практическое значение для России как в плане продвижения наших подходов на мировой арене, так и для обеспечения поступательного экономического развития страны. Среди главных тем - дальнейшее сокращение ядерных вооружений, обеспечение стратегической стабильности и региональной безопасности, развитие экономического сотрудничества как на Западе, так и на Востоке.

Столь высокая дипломатическая активность в мире, конечно же, не случайна. После известных событий 11 сентября прошлого года резко ускорился процесс формирования новой системы международных отношений, которая позволяла бы мировому сообществу более эффективно справляться с новыми вызовами и угрозами безопасности. Принципиально важно, что Россия находится не где-то на периферии этого процесса, а играет в нем активную, инициативную роль, опираясь на все более широкий круг единомышленников и партнеров. Россия, ее политико-дипломатический потенциал востребованы в мире. И это полностью отвечает нашему стратегическому курсу.

- Смогли ли Россия и США выйти к встрече президентов в Москве на соглашение по стратегическим вооружениям?

- Проект нового российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений в целом готов к подписанию президентами наших стран во время предстоящего саммита в Москве. Это важный документ, отражающий тот путь, который был пройден в российско-американских отношениях за последний год. Фактически речь идет о первом юридически обязывающем договоре с администрацией США, которая до сих пор в основном выходила из международных соглашений.

В этом договоре зафиксировано согласие сторон сократить к 31 декабря 2012 года стратегические ядерные боезаряды до уровня 1700-2200 единиц. Предусматривается также сохранение в силе договора СНВ-1, том числе его контрольного механизма. Согласовано и весьма важное для нас положение о том, что каждая из сторон самостоятельно будет определять состав и структуру своих СНВ. Создается двусторонняя комиссия, в рамках которой можно будет добиваться решение спорных вопросов и дальнейшего сближения позиций.

Кроме того, в ходе саммита планируется подписать декларацию о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США, в которой определяются магистральные направления нашего взаимодействия во внешнеполитической и экономической областях, особое значение имеет договоренность продолжить диалог по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Все это, несомненно, будет способствовать не только повышению уровня доверия в российско-американских отношениях, но и созданию необходимых правовых рамок обеспечения стратегической стабильности в мире. Это особенно актуально в связи с решением США о выходе из договора по ПРО 1972 года.

- Чего можно ждать от саммита России-НАТО в Риме? Что даст России "двадцатка"?

- На саммите Россия-НАТО будет подписана Римская декларация - документ о создании нового механизма сотрудничества, в рамках которого Россия и страны-члены альянса, действуя в национальном качестве, будут сотрудничать в таких областях, как борьба с международным терроризмом, миротворчество, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, и в целом ряде других. Принципиальная новизна этого механизма состоит в том, что Россия будет на равных от начала и до конца участвовать в процессе выработки и осуществления совместных решений по вопросам, которые представляют интерес для нашей страны и других государств-участников "двадцатки". Это станет важным шагом к новой системе отношений, основанной на совместной ответственности за поддержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Такая перспектива, безусловно, отвечает нашим долгосрочным интересам.

- Пойдeт ли на саммите в Риме речь о предстоящем расширении альянса?

- Это не вопрос для обсуждения на римском саммите, хотя отношение России к подобным планам хорошо известно нашим партнерам. Мы по-прежнему считаем, что механическое расширение НАТО на восток представляет собой определенную инерцию подходов, которые были характерны для международных отношений эпохи холодной войны. Но сейчас перед мировым сообществом стоят совершенно иные проблемы. И то, что благодаря созданию механизма "двадцатки" НАТО в большей степени будет поворачиваться лицом к реальным, а не мнимым угрозам, на наш взгляд, может способствовать формированию новой архитектуры безопасности и стабильности в Европе.

- Чего Москва ждет от саммита Россия-ЕС? С Евросоюзом нам иметь дело легче, чем с НАТО?

- Хотя в ходе диалога с Евросоюзом и НАТО мы имеем дело во многом с одними и теми же европейскими государствами, наши отношения с этими объединениями имеют самостоятельное значение и соответственную динамику, с каждым из них есть и свои проблемы. Мы заинтересованы в параллельном развитии сотрудничества с ЕС и НАТО, прежде всего в интересах создания модели европейской безопасности, которая отвечала бы на вызовы XXI века.

Предстоящий саммит Россия-ЕС будет посвящен дальнейшему развитию многопланового сотрудничества с Евросоюзом. Мы рассчитываем, что это будет еще одна важная вех на пути углубления стратегического партнерства с ЕС, которое президент РФ Владимир Путин назвал одним из приоритетных направлений внешней политики. На саммите предполагается предметно рассмотреть перспективы формирования общего европейского экономического пространства, заслушать отчет группы высокого уровня, которая работает над этой проблемой. Предстоит также утвердить доклад с сотрудничестве в энергетической области. Одной из задач саммита также будет дальнейшее развитие взаимодействия с ЕС в контексте формирующейся европейской политики в области безопасности и обороны. Мы рассчитываем npoдвинуться вперед по ряду вопросов, решение которых в последнее время явно затормозилось. Речь идет, в частности, о скорейшем признании рыночного статуса экономики России и о поддержке вступления нашей страны в ВТО.

- Возможны ли в ближайшее время реальные подвижки в решении проблемы Калининграда?

- Вопросы, касающихся жизнеобеспечения Калининградской области, - это сегодня одна из самых острых и приоритетных тем в нашем диалоге с Евросоюзом. После приема в ЕС Польши и Литвы Калининградская область станет эксклавом на пространстве ЕС. Поэтому скажу прямо: наша главная цель - не допустить социально-экономической и гуманитарно-визовой блокады области. Жители Калининграда должны иметь беспрепятственное право общаться с остальной частью России. К сожалению, подвижек во стороны ЕС в решении этой проблемы, в частности, в том, что касается сохранения безвизового режима транзита людей между Калининградом и остальной территорией России пока не наблюдается. Надеемся, что предстоящий саммит позволит ускорить поиски взаимоприемлемых решений этих чувствительных для россиян проблем.

- Существует мнение, что с созданием ШОС Россия связывала большие ожидания, а в действительности все оказалось намного скромнее. Это так?

- Строго говоря, ШОС как организация еще не создана, так что давать какие-либо оценки ее деятельности сейчас не совсем корректно. Предстоящий саммит ШОС в Санкт-Петербурге как раз и имеет целью официально оформить создание этой организации путем принятие хартии - основного уставного документа ШОС. Кроме того планируется подписать соглашение о региональной антитеррористической структуре для осуществления взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Таким образом будет заложена правовая основа для деятельности ШОС.

Мы заинтересованы в том, чтобы ШОС как можно скорее стала работоспособной организацией и вносила вклад в укрепление безопасности, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии и прилегающих районах. Предпосылки для этого есть. Практическое сотрудничество государств-участников уже набирает обороты. Функционирует так называемая Бишкекская группа руководителей правоохранительных органов и спецслужб. Прошли встречи министров обороны, культуры глав пограничных служб, руководителей ведомств, отвечающих за ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В скором времени состоится совещание министров, курирующих внешнеэкономическую деятельность. Тем самым будет дан старт процессу экономической интеграции в рамках ШОС.

Все это не остается незамеченным в мире. Желание установить контакты с ШОС уже вы разили многие государства и международные организации.

- Что для России означав азиатское направление во внешней политике, если её основные партнеры - на Западе?

- Восточное направление внешней политики для нас имеет такое же самостоятельное приоритетное значение, как и развитие сотрудничества с Европой и США. Мы сделали принципиальный выбор в пользу многовекторной политики, которая предполагает необходимость развивать отношения как на Востоке, так и на Западе. Она уже приносит ощутимые положительные результаты. Одно из свидетельств тому - достигнутый в последние годы высокий уровень политического диалога и экономического сотрудничества с Китаем, Индией, последовательная интеграция России в динамично развивающиеся структуры многостороннего сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.










 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России

  •  
    Проблемные зоны планеты
    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Кокошин - член-корреспондент РАН, председатель комитета по делам СНГ Госдумы 3-го созыва.
    Эфир ведет Марина Королева.
    Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)
    О явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века.
    Оценки, размышления, рекомендации.
    Нужны новые подходы для решения проблем стратегической стабильности (Андрей Кокошин)
    ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (подборка интервью Андрея Кокошина российским средствам массовой информации)
    11 ОКТЯБРЯ 2001, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
    БИТВА БЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ПОБЕД
    Так характеризует начавшуюся борьбу с международным терроризмом находящийся в США депутат Госдумы РФ, бывший секретарь Совета безопасности России Андрей Кокошин
    12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
    ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
    22 ноября 2001г.
    НАСКОЛЬКО РОССИЯ МОГЛА БЫ СБЛИЗИТЬСЯ С НАТО?
    Интервью председателя комитета ГД РФ по международным делам Дмитрия Рогозина и депутата ГД РФ Андрея Кокошина ведущему программы "Сегодня" Александру Хабарову (НТВ)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    РОССИЯ ДОГОВОР СНВ-1 ИСПОЛНИЛА. И НАДЕЕТСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ…(Интервью А.А.Кокошина)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
    22 февраля 2002г. "Время МН" №33
    ИТОГИ ПОДВОДИТЬ ЕЩЕ РАНО
    Своими оценками хода афганской кампании и военных программ США делится в интервью "Времени МН" экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы (от фракции ОВР) Андрей Кокошин.
    17 мая 2002г. РТР-Вести
    РАЗБОР ПОЛЕТОВ В БЕЛОМ ДОМЕ
    Андрей Кокошин: нельзя исключать того, что всплывут ещё более неприятные моменты.
    "Потенциал России востребован в мире" (интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)
    "России нужна свобода рук" (интервью А.А.Кокошина газете "Трибуна" №85 22 мая 2002г.)
    В КРЕМЛЕ "СВЕРИЛИ ЧАСЫ". Андрей Кокошин: Россия должна добиться более высокого места под солнцем (интервью РТР-Вести 23 мая 2002г.)
    "Договор мог быть лучше, но это лучше, чем ничего"
    Мнение бывшего секретаря Совета безопасности РФ (интервью А.А. Кокошина газете КоммерсантЪ-Daily №087 от 24 мая 2002)
    "Как влияет международное положение на политику России?" (интервью А.А. Кокошина "Радио Маяк" 25 мая 2002г.)

     Андрей Кокошин: "Ближайшее будущее покажет прочность партнерства России и США..." (Интервью Интернет-изданию СМИ.ru)

     16 сентября 2002г. Ю.Н. Балуевский ПОТЕНЦИАЛ ДОВЕРИЯ - Договор о СНП стал новой реальностью (Статья на сайте <Известия.Ру>)

     А.А. Кокошин Нам нужны неформальные союзники (Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)
    Россия и постсоветское пространство :
    Россия в поисках своего места в современной цивилизации (Кокошин А.А. Быть России великой державой в ХХI веке. М., ИПИ, 1996)

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Узбекистан (принято 1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •  
     
    Магазин сноубордов www.skvot.com рекомендует доски для сноубордов.