НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



Институт проблем международной безопасности РАН

Центр проблем национальной безопасности России МГУ им. М.В.Ломоносова

Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)

В Президентском послании Федеральному Собранию (далее - Послание), оглашенном Владимиром Путиным в Кремле 16 мая 2003 г., в едином тексте концептуально представлен целый ряд основных положений российской внешней и оборонной политики в новых условиях.

Соответствующие вопросы заняли в данном Послании значительно большее место, чем в любом из других посланий не только в период пребывания у власти В.В.Путина, но и его предшественника. По сравнению с Посланием Президента 2002 года внешнеполитический раздел значительно расширен, в него добавлены новые разделы, которые не только развивают, но и ставят новые темы. В начале послания выражена уверенность в том, что "Россия будет сильной страной - с современными, хорошо оснащёнными и мобильными вооружёнными силами. С армией, готовой защитить Россию и её союзников, национальными интересами страны и её граждан".

Это отражает рост значимости данных вопросов во внутриполитической жизни России (что отражают все основные опросы общественного мнения).

Принципиальным является положение Президента о том, что России для сохранения своего единства, всегда было необходимым быть и экономически, и в военном плане сильной державой, что в свою очередь требует напряжения всех сил. В Послании отмечено: "Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страны, как Россия, может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой. Во все периоды ослабления страны - политического или экономического - перед Россией всегда и неотвратимо вставала угроза распада… Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это ещё и огромные жертвы, лишения нашего народа".

Данное выступление В.В.Путина можно рассматривать как основу его предвыборной платформы на президентских выборах 2004 г. и базу консолидации центристских сил во главе с партией "Единая Россия" .

Угрозы интересам и национальной безопасности России

Президент В.В.Путин в Послании подчеркнул, что главные угрозы для России - по-прежнему внутри страны, хотя внутриполитическая ситуация в России в последние годы изменилась к лучшему (экономический фундамент "все еще неустойчив и очень слаб"; политическая система неразвита; государство неэффективно; продолжается депопуляция страны и др.).

Отмечается и возрастающая роль внешних угроз: на первом месте в тексте послания говорится, что "страны с высокоразвитой экономикой" действуют таким образом, что они "оттесняют там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков". При этом говорится, что "их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций".

Подчеркивается, что нормой в современном мире является "жесточайшая конкуренция"; причем обеспечение конкурентных преимуществ осуществляется отнюдь не только экономическими и политическими методами, но и военными. В этой связи Путин заявил, что "мы должны обладать существенным экономическим, интеллектуальным, моральным и военным преимуществом. Только так мы сохраним наши позиции в ряду крупнейших держав планеты".

Далее в перечне угроз говорится об угрозе распространения ядерного оружия ("ядерное оружие продолжает распространяться по планете") . В этом же абзаце послания говорится об угрозе "миру и безопасности наших граждан" со стороны терроризма. Тут же делаются очевидные указания на то, что усилия международного сообщества явно неадекватны этой угрозе. Отмечается, что "сильные, хорошо вооруженные национальные армии подчас используются не для борьбы с этим злом, а для расширения зон стратегического влияния отдельно взятых государств". Очевидно, что это замечание В.В.Путина сделано в связи с недавними действиями США и Великобритании в Ираке.

О долгосрочных целях России

Президент России заявляет, что цель состоит в том, чтобы "уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных экономически передовых и влиятельных государств мира". К этому он обращается еще несколько раз, говоря о том, что Россия должна попасть "в ряды богатых, сильных и уважаемых государств", быть реально равноправным членом "в сообществе наиболее развитых государств". При этом, отмечает В.В.Путин, "Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией".

В Послании 2003 года выдвигается тезис "конкурентоспособного государства", говорится, что "конкурентоспособным должно быть у нас всё - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство…". К этой идее в тексте Послания Президент возвращается не раз. В конце он особо подчёркивает, что "мы стоим перед лицом серьёзных проблем и угроз. И нужно быть умным и сильным, чтобы выжить в ожесточённой конкурентной борьбе в мире".

Тема "жёсткой конкуренции" была в полный рост поставлена в Послании 2002 года, где Путин призвал отказаться от иллюзий, "что окончание периода военно-политической конфронтации в мире чуть ли не автоматически откроет России путь в мировую экономическую систему". Тогда Президент отметил, что "в современном мире с нами никто не собирается враждовать… Но нас никто особенно не ждёт. Никто специально помогать не будет. За место под "экономическим солнцем" нам нужно бороться самим". В то же время эта позиция не противоречит внешнеполитической установке РФ, что в последние полтора десятка лет мир и система международных организаций испытали коренные преобразования, главный итог которых - это окончание "холодной войны" и снижение - практически до нуля - угрозы глобальной ракетной конфронтации и катастрофы. Мир стал более многообразным, но одновременно - менее предсказуемым.

В Послании 2003 г. В.В.Путин вновь подчеркнул, что "нормой в современном мире является жёсткая конкуренция", поэтому "наша способность конкурировать, готовность вести борьбу за ресурсы и влияние напрямую определяют ситуацию внутри страны и вес России в международных делах".

Проблему мировой конкуренции Путин рассматривает в контексте глобализации 2 и, несмотря на сложности и противоречивость этого процесса, предостерегает от изоляционистских настроений: "Сегодня ни одна страна, каких бы размеров, какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира. Наоборот, успех сопутствует тем государствам, которые осознанно, грамотно и динамично интегрируются в мировую экономику". В этой связи указывается на важность приглашения России в июне 2002 г. стать полноправным членом "клуба восьми", а также отмечен факт продвижения в деле вступления во Всемирную торговую организацию.

Приоритеты внешней политики

Если основной задачей российской внешней политики определена реализация национальных интересов страны, то базовым принципом остаётся соблюдение норм международного права. Заявлено, что "Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке". Среди наиболее опасных для России угроз мирового масштаба названы международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), региональные, территориальные конфликты, наркоугроза.

В этом ряду международному терроризму уделяется особое место в качестве проблемы, в результате которой под угрозой одно время находилась территориальная целостность РФ, а затем произошли трагические события 11сентября 2001 г. Подчёркнута активная роль России в складывании антитеррорист ической коалиции в сотрудничестве с США, в результате чего были достигнуты успехи в Афганистане. В то же время, давая понять, что Россия дорожит этим опытом по борьбе с терроризмом, Президент считает, что деятельность коалиции должна твёрдо основываться на международном праве (явная отсылка к иракской проблеме).

Обращает на себя внимание то, что значительное место уделяется главенствующей роли ООН в международном праве (в Послании 2002 г. ООН не упоминалась), что опять же продиктовано развитием событий в связи с иракским кризисом. Признавая недостатки в работе этой организации и необходимость её модернизации, Путин называет ООН и Совет Безопасности "важнейшим", "универсальным" механизмом принятия решений на международной арене, который "нужно беречь".

Как и в Послании 2002 года, приоритетом номер один для российской внешней политики объявлены отношения в СНГ . Такой приоритет неоднократно объявлялся Кремлем в 1990-е годы, однако он реализовывался далеко не адекватным образом. Позиции России в странах СНГ и в целом на постсоветском пространстве шаг за шагом вплоть до последних 2-х 3-х лет ослабевали.

В отличие от прошлого приоритет в отношении СНГ теперь подкреплен зримыми результатами усилий последних лет - превращением Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в полноценную международную организацию безопасности, развитием Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЕС), значительными усилиями в двусторонних отношениях России со странами постсоветского пространства. Приоритет отношений с СНГ реализуется не по всему фронту, а селективно с теми странами, которые готовы идти на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество при наличии совпадающих или параллельных интересов . 4 Отмеченная в Послании Президента важность развития ЕврАзЕС связана как с объединительными экономическими процессами на территории СНГ, так и с необходимостью интеграции этих стран в мировую экономику . 5 Подчёркнута правильность курса на создание ОДКБ в свете проблемы международного терроризма и экстремизма, которые грозят странам Содружества как изнутри, так и извне, причём в непосредственной близости . 6

В Послании 2003 года есть новый существенный момент. Пожалуй, впервые на высшем уровне со стороны России заявлено, что страны СНГ являются сферой российских стратегических интересов, но при этом сделано принципиальное добавление - Россия для государств Содружества также является зоной их национальных интересов. Для России первоочередная важность СНГ определяется многовековыми историческими, культурными, экономическими связями, тем фактом, что в других странах СНГ проживают десятки миллионов русских, наконец, возможностью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках.

В Послании напрямую не упомянуты отношения ни с одним конкретным центром силы современной мировой политики, за исключением отношений с США (в контексте действий антитеррористической коалиции). Отсутствие упоминания конкретных государств - не тактический ход, а отражение стратегической линии на поддержание того, что можно назвать равновекторными отношениями России с ведущими центрами силы - одновременно с США 7, Китаем и Индией 8, такими ведущими западноевропейскими государствами, как Франция и Германия 9, Великобритания 10, с ЕС в целом.

Это является осознанием российской политической элитой того факта, что в условиях растущей стратегической неопределенности, многих слабостей России наша страна сегодня не может себе позволить роскоши ни конфронтационных, враждебных отношений ни с одним из центров силы, ни тесных союзнических отношений с кем-либо из них . 11

Специально В.В.Путиным в Послании 2003 г. выделен курс на "широкое сближение и интеграцию в Европу". Этот курс в том числе подразумевает развитие "стратегического партнерства" с Европейским Союзом, активное участие России в работе Совета Европы . 12

Надо отметить, что эта часть Послания, как и раздел об СНГ, заметно увеличен по сравнению с аналогичным документом 2002 года. Это служит указанием на то, что роль европейского вектора российской внешней политики растёт.

Во внешнеполитических приоритетах России Европа занимает особое место. Связано это с установкой российской дипломатии на то, что по географии своего расположения, по истории, по культуре, по менталитету населения Россия - европейская страна, хотя географически является евразийской страной, причем с огромной территорией, что существенно отличает наше положение, нашу роль от любой другой европейской страны .13 Многоплановое развитие отношений России с европейскими странами следует признать исключительно важным с точки зрения обеспечения поступательного развития системы политической демократии в России, формирования в нашей стране гражданского общества, соблюдения прав человека, создания современной рыночной экономики.

В соответствии с отмеченной выше оценкой угроз В.В.Путиным поддерживается особая приоритетность для России решения проблемы нераспространения ядерного оружия. Для России, как ни для какой другой страны, большую проблему и угрозу представляет появление новых ядерных держав, поскольку наиболее вероятно это может произойти у границ России. Недопущение получения новыми государствами ядерного оружия - действительно один из важнейших приоритетов национальной безопасности РФ, относительно которого должны субординироваться многие другие задачи и приоритеты внешней политики России. Однако значение этой проблемы долгое время недооценивалось значительной частью российского "политического класса". Отсюда - подчеркиваемая В.В.Путиным важность конструктивных отношений с США даже с учетом того значительного различия в позициях, которое обозначилось перед войной в Ираке и в ходе этой войны.

Соответственно логичны те дополнительные российские требования к Ирану по соблюдению всех правил МАГАТЭ в развитии иранской мирной ядерной энергетики, о которых недавно говорилось в заявлениях Министерства иностранных дел РФ, а затем и Президента России В.В.Путина. Россия категорически выступает против распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и призывает Иран, который является подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия, присоединиться в полном объёме ко всем протоколам МАГАТЭ, но руководство РФ выступает за справедливый подход к этой проблеме, против того, чтобы данная проблема использовалась в интересах, как отмечал В.В.Путин, недобросовестной конкуренции, вытеснения России с иранского рынка . Россия также однозначно выступает против силового решения проблемы Северной Кореи . 15

Военная сила в обеспечении национальной мощи

"События последнего года показали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России", - заявляет В.В.Путин в Послании. Этот тезис отражает признание увеличения удельной роли военной силы в мировой политике и понимание этого российским общественным мнением.

Модернизация военной организации России (раздел о военной проблематике значительно расширен по сравнению с Посланием 2002 года) объявлена Путиным одной из важнейших составляющих государственной политики (именно модернизация, а не строительство ВС и не просто реформа). Путин подчеркивает, что сильные Вооруженные силы необходимы "для благополучного и мирного развития страны", а также для защиты союзников России и для эффективного взаимодействия с вооружёнными силами других стран.

Выделены три главные составляющие процесса модернизации. Во-первых, частичный перевод армии на профессиональную основу к 2007 г. (свыше 100 тысяч человек), а также сокращение службы по призыву до одного года с 2008 г.16 Во-вторых, повышение оснащённости российских вооружённых сил современным оружием. В третьих, в качестве одного из важнейших направлений усилий по укреплению оборонной мощи России Президент РФ называет "модернизацию ядерных сил сдерживания" 17. Как отмечают многие эксперты, речь идёт не только о Стратегических ядерных силах (СЯС), а обо всем комплексе ядерных сил и средств.

Многие члены российского "истэблишмента национальной безопасности" не раз обращали внимание на то, что ядерные силы и средства для обеспечения надежного сдерживания (в т.ч. усиления так называемого "негативного" контроля) должны быть максимально интегрированы - от средств стратегических до маломощных средств "поля боя". В связи с этим употребление термина "ядерные силы сдерживания" может интерпретироваться как указание на эту интегральность. При этом именно все ядерные силы и средства (не только стратегические) призваны служить сдерживанию агрессии, а не для ведения боевых действий.

Можно обратить внимание на то, что Путин не объявил ни о каких изменениях ни в декларативной, ни в операционной части ядерной составляющей российской военной доктрины. Он не сделал заявку, например, на возможность упреждающих ударов в духе и стиле тех доктринальных изменений, которые появились в последнее время в американских официальных документах.

Это является отражением озабоченности относительно дальнейшего понижения "ядерного порога" у любого ядерного государства, во всей международной системе обеспечения стратегической стабильности, которая имеется у многих российских экспертов и политиков.

В целях обеспечения модернизации этого компонента российской военной мощи в нашей стране, по словам Президента, создаётся "оружие нового поколения" которое относится к категории стратегического оружия. Оно, как отметил В.В.Путин, позволит обеспечить "обороноспособность России и её союзников в долгосрочной перспективе".

Представляется примечательным упоминание в этом контексте союзников России, что рядом специалистов рассматривается как указание на возможность раскрытия над ними российского "ядерного зонтика".

К числу же союзников России относятся прежде всего ряд стран СНГ; Содружество же объявлено, как уже отмечено выше, Президентом России в этом Послании зоной стратегических интересов России и наиболее приоритетным направлением российской внешней политики.

Анализ внешнеполитической стратегии России, изложенной в Послании 2003 года, в котором говорится о нарастающей неопределённости в мире и растущей нестабильности, подтверждает важность сохранения и развития внешнеполитической стратегии "равновекторности" в отношении ведущих центров силы, дистанцированности от вступления в долговременные блоки и союзы с теми или иными мировыми центрами силы при наращивании партнёрских отношений с ними и другими государствами, где они носят максимально возможный взаимовыгодный и равноправный характер.

А.А.Кокошин А.А.Громыко, Москва 2003 г.

Примечания и приложения

1. В интервью для Би-би-си 19 июня 2003 г. Президент РФ В.В.Путин заявил, что считает главной угрозой XXI века распространение оружия массового поражения, а также указал на то, что в данном контексте необходимо говорить не только о Северной Корее, не только о Ближнем Востоке, но и о Южной Азии.

2. В выступлении на встрече с участниками заседания Совета взаимодействия в Кремле 23 июня 2003 г. Президент РФ остановился на ряде негативных последствий глобализации: "Половина людей на планете живёт за чертой бедности, более миллиарда не имеет чистой питьевой воды, вдвое больше - не могут пользоваться электричеством. Пропасть между благополучием и нищетой растёт, и значительная часть населения планеты считает свои интересы несправедливо ущемлёнными. И это - огромный взрывной потенциал". Таким образом, глобализация концентрирует не только капиталы, информацию и политику, но и угрозы.

3. Непосредственно перед Посланием Президента РФ Федеральному собранию на заседании Госсовета 22 января 2003 г. В.В.Путин заявил: "ключевой линией государственной политики были и остается наша работа со странами Содружества независимых государств. При этом Путин отметил, что "большинством людей сотрудничество с этими государствами до сих пор у нас не воспринимается как сугубо международная деятельность", и "их можно понять, поскольку семейные, родственные и давние хозяйственные связи, деловые контакты - в основе своей сохранились". В силу этого, как подчеркивает российский Президент, важную роль в отношениях России с другими странами СНГ должны играть не только федеральные органы власти, но и власти субъектов Федерации.

4. Активизация Россия в ЕврАзЕС и ОДКБ отражает установку руководства РФ по развитию интеграционных процессов на территории СНГ на принципах разноуровневого, разноскоростного сотрудничества. Похожие методы стимулирования развития отношений в рамках международной организации уже не один год демонстрируются в формате ЕС.

5. Новые перспективы развития ЕврАзЕС, Председателем Межгосударственного Совета которой является президент Казахстана Н.А.Назарбаев, открылись в результате работы Межгосударственного совета организации (МСЕврАзЕС) в Душанбе, Таджикистан, 27 апреля 2003 г. Армения присоединилась к этой международной структуре в качестве наблюдателя. Были приняты приоритетные направления развития сообщества на 2003-2006 гг., обсуждены формы взаимодействия государств-участников организации (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина) в процессах вступления в ВТО, утверждён статус суда ЕврАзЕС, рассмотрен вопрос о потенциале сообщества в сфере энергоснабжения, создания устойчивой энергетической инфраструктуры. В своём выступлении на заседании МСЕврАзЕС В.В.Путин призвал гармонизировать законодательства входящих в организацию стран, ввести единые таможенные и другие экономические регуляторы, проанализировать, как работают валютно-финансовые, таможенные и транспортные соглашения.

6. На другой день после заседания ЕврАзЭС в Душанбе открылось заседание глав государств-участников Договора о коллективной безопасности (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), назначение которого Президент России на пресс-конференции по итогам работы определил так: "Цель и смысл деятельности организации - обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета стран-участников". (14 мая 2002 г. главы государств-участников приняли этапное решение преобразовать механизмы ДКБ в международную организацию.) В соответствии с выработанными договорённостями запланировано создание объединённого штаба, утверждение сил быстрого развёртывания. В этой связи В.В.Путин подчеркнул, что таких инструментов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), у СНГ нет, но задачи общие есть и одна из наиболее важных - борьба с терроризмом и наркоугрозой.
Как отмечалось в докладе Рабочей группы по международным вопросам Госсовета РФ, представленном Президенту РФ В.В.Путину, Президиуму Госсовета РФ 20 января 2003 г. и Госсовету РФ 22 января 2003 г. (руководитель - А.С.Дзасохов, зам. руководителя - А.А.Кокошин), произошло "серьезное переосмысление российской политики в отношении государств СНГ". В том числе это относится к вопросу о создании "интеграционного ядра Содружества", основой которого "стали Организация Договора о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество". Отмечается, что "ОДКБ в перспективе может стать полноценной организацией безопасности, а ЕврАзЭС - инструментом завершения формирования таможенного союза о создания единого экономического пространства на большей части территории бывшего СССР" (См.: Доклад Рабочей группы по международным вопросам Государственного совета Российской Федерации. М. Январь 2003. С. 5-6).
Принципы создания и цели деятельности ОДКБ существенно расходятся, с точки зрения российского руководства, с процессом расширения НАТО. В выступлении на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в 2002 г. Президент РФ однозначно заявил о своём несогласии с этим: "С самого начала расширение НАТО не было продиктовано какими-либо объективными причинами. Нет для этого реальных оснований и сейчас. Это тем более справедливо для стран СНГ, многие из которых уже сделали выбор обеспечения собственной безопасности через механизм ОДКБ. Для любого разумного политика сегодня ясно: ответ на новые вызовы и угрозы, с которыми цивилизованное человечество будет иметь дело в XXI веке… вступление в Североатлантический Альянс - военный союз с ограниченным численным составом - дать не может. Убеждён, что расширение НАТО не может быть основой и для укрепления европейской безопасности и стабильности".

7. США - единственная страна, которая напрямую упоминается в Посланиях в 2002 г. и в 2003 г., что свидетельствует о признании Россией первостепенной важности отношений с Соединёнными Штатами как наиболее мощной и влиятельной мировой державой. Однако иракский кризис показал, что Россия может вступать в противоречия с США и последовательно отстаивать свою точку зрения, когда позиции стран по принципиальным вопросам мирового порядка расходятся. Это отражает тот факт, что Россия стремится проводить многовекторную внешнюю политику, в которой важное место в своих приоритетах отводит США, однако не во всём соглашается с ними. В то же время отношения между государствами имеют достаточный запас прочности, чтобы выдерживать серьёзные испытания. На пресс-конференции в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г. Президент Путин заявил: "Ситуация связанная с Ираком и вокруг него была серьёзным испытанием для российско-американских отношений… мы вышли из этой ситуации с наименьшими потерями".
США сохраняют абсолютное преобладание в военной мощи над всеми другими государствами мира (за исключением ядерной сферы, где еще в течение нескольких лет сохранится примерное равенство с Россией, но которого, скорее всего, уже не будет к концу десятилетия), доминирование в СМИ и в целом на мировом "информационном поле", в мировых финансах, в массовой культуре, в масштабах усилий по развитию прикладной и фундаментальной науки. Это преобладание в экономике с высокой степенью вероятности сохранится по крайней мере на ближайшие 15-20 лет. Однако разрыв между США после длительного периода ее роста и рядом ведущих центров силы к началу XXI века оказался не столь велик, как после завершения Второй мировой войны.
После серии крупных корпоративных скандалов 2001-2002 гг. и падений основных фондовых индексов, США перестали быть страной "образцовых" по управлению и финансовой эффективности корпораций (каковой они считались на протяжении, по крайней мере, 30-40 лет), что обеспечивало поступление в США огромных финансовых ресурсов извне и из внутренних источников (портфельные инвестиции). Доверие инвесторов (в том числе мелких) к американским корпорациям и их ценным бумагам серьезно и надолго подорвано; но при этом оно не компенсировано ростом доверия ни к японским, ни к западноевропейским корпорациям, также не выглядевшим привлекательно для инвесторов в эти годы.
Акты "мегатеррора" 11 сентября 2001 г. нанесли глубокую травму национальному сознанию США. Одновременно они позволили мобилизовать огромный эмоциональный и политический, а затем и финансово-экономический ресурс не только на "войну с терроризмом", но и на решение (по представлениям значительной части американской политической элиты) других "классических" задач, свойственных многим великим державам в мировой истории. Это прежде всего усиление позиций в различных регионах и в мире в целом, в т.ч. путем установления новых режимов по американской модели демократии, ведущих к изменению территориально-политического устройства в ряде ключевых районов мира.
Перспектива последующих актов "мегатеррора" устойчиво закрепилась в общественном сознании многих стран, и прежде всего США. Все более рельефной становится угроза таких актов с применением оружия массового поражения - бактериологического (биологического), химического, радиологического, ядерного. Однако масштабы и глубина международного сотрудничества по антитеррору, особенно на рабочем уровне, международные и национальные механизмы и институты все еще в большинстве случаев далеко не соответствуют масштабам угрозы.
Политические и идеологические установки радикальных организаций, использующих террористические акты в качестве политических насильственных средств, остаются недостаточно изученными и понятыми политическими элитами и государственными машинами даже тех стран, которые являются главным полем деятельности таких организаций. Соответствующие структуры стратегического управления, как правило, создаются эмпирическим путем, на ощупь.

8. Базой для развития отношений между РФ и КНР является подписанный в 2001 г. Договор о стратегическом партнёрстве, сотрудничестве и дружбе. В интервью газете "Жэньминь Жибао" 4 июня 2002 г. Президент России заявил, что "отношения с нашим великим восточным соседом… для нас являются значительным приоритетом. Именно поэтому мы и пошли на придание особого характера отношениям с КНР, заключая Договор в прошлом году и придавая нашему взаимодействию статус стратегического партнёрства". По этому поводу в интервью Президент сказал: "Огромный вес, значение и роль КНР не только в Азии, но и во всём мире, по моему убеждению, могут сыграть очень весомую роль в создании системы, при которой и на Западе, и на Востоке будут функционировать страны в рамках региональных организаций, сплочённых одной идеей - созданием многополярного мира…".
На пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Тони Блэром 29 апреля 2003 г. в Ново-Огарёво В.В.Путин не согласился с идеей об однополюсном мире в плане создания единого центра власти Европы и США. Указав на значение КНР, он сказал: "Мы считаем, что мир должен быть многополярным". Его фраза о том, что "если всё это большое сообщество призвано обслуживать интересы только одного участника, то, думаю, что это вряд ли приемлемо", указывает на готовность России противодействовать стремлению США единолично решать вопросы международного устройства.
Важную роль в развитии российско-китайских отношений играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая на основе "шанхайской пятёрки". 29 мая 2003 г. состоялась очередная встреча глав государств ШОС, на которой был дан новый импульс окончательному договорно-правовому оформлению этой организации. Речь идёт о постоянно действующих органах - секретариате в Пекине и антитеррористическом центре в Бишкеке, принятия бюджета организации на 2004 г. В выступлении на заседании глав государств ШОС В.В.Путин отметил, что "приоритетная задача ШОС - это противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму", предложил рассматривать эту организацию "как международное объединение нового типа, объединение, активно участвующее в формировании основ безопасности на мировой арене". Российское руководство рассматривает ШОС, наряду с соответствующей структурой СНГ (ОДКБ) в качестве одного из основных механизмов обеспечения безопасности и развития сотрудничества в Центральной Азии. Вместе с тем, ШОС рассматривается не как военный блок, а "открытая организация, нацеленная на широкое международное сотрудничество".
Необходимо отметить, что впервые за последние 200-250 лет Китай и Индия - страны, не являющиеся частью евроатлантической цивилизации и европейской политической традиции, заявили о себе как о мировых центрах силы. Причём успехов в экономике, науке, технике, образовании Китай и Индия достигли, во-первых, не благодаря, а вопреки "вашингтонскому консенсусу", во-вторых, не жертвуя своим реальным суверенитетом, а укрепляя его - Индия, в том числе путем приобретения в 1998 г. ядерного статуса.
В последние годы и Индия и Китай значительно активизировали свои усилия как в сфере создания современной наукоемкой промышленности (включая развитие оборонно-промышленного комплекса), так и в модернизации своих вооруженных сил. Индия и Пакистан, которые приобрели в 1998 г. собственное ядерное оружие, за последние полтора года закрепили свой ядерный статус (в т.ч. избавились от санкций, наложенных на них Соединенными Штатами после событий 11 сентября 2001 г.) в качестве членов антитеррористической коалиции, возглавляемой США.
В то время, как в 2001-2002 гг. низкие темпы роста экономики наблюдались одновременно в двух главных экономических центрах второй половины ХХ в. - в США и в Западной Европе (ЕС), а в третьем центре - Японии - продолжалась стагнация, Индия и Китай продолжали динамично развиваться. В 1990-е годы они сократили свой разрыв с США, в то время, как в тот же период США оторвались от ЕС и Японии. (Если в начале 1990-х гг. США и страны ЕС имели примерно равный ВВП, то к началу нынешнего десятилетия по этому показателю Соединенные Штаты значительно превзошли ЕС.) Китай прочно закрепился на втором месте в мире после США по объему ВВП (с учетом паритета покупательной способности). Индия по этому показателю, по крайней мере, сравнялась с Германией. Оба азиатских гиганта при этом существенно отстают от упомянутых и других западных государств по ВВП на душу населения и качеству своего ВВП, однако прилагают огромные целенаправленные усилия по его совершенствованию. "Золотой миллиард" пополнился примерно 200 млн. чел. представителей среднего класса Китая и примерно таким же числом жителей Индии.
Значительным остается конфликтный потенциал в отношениях между США и КНР по Тайваню. В КНР значительная часть элиты убеждена в том, что долговременная политика США (особенно нынешней администрации) ориентирована не просто на "сдерживание" Китая, а его "отбрасывание" с выходом на развал КНР и существующего в ней строя - по аналогии с тем, что, как они считают, произошло в СССР в 1991 г. Одновременно в Соединенных Штатах усилилось влияние той части "истэблишмента национальной безопасности", которая считает, что растущая мощь и влияние Китая представляют крупнейшую проблему и даже угрозу национальным интересам Америки и что "Китай надо остановить, пока не поздно".
В то же время, в соответствии с заветами Дэн Сяопина, установками Цзян Цзэминя и решениями XVI съезда Коммунистической партии Китая, руководство КНР, несмотря на возросшую мощь и влияние, избегала и будет избегать лобовой конфронтации с США, пока Китай не наберет достаточной мощи и влияния в мировых делах. Одновременно в 2001-2002 гг. Китай сделал крупные шаги в формировании нового политико-экономического блока на востоке Тихоокеанского региона, окончательно оттеснив здесь на вторые позиции в интеграционных процессах Японию и США.
В целом России удалось значительно продвинуться и в развитии отношений с Индией и Китаем, более того - начать взаимодействие в рамках "треугольника" Индия - Китай - Россия, не направленное против чьих-либо интересов, но способное оказать серьезное стабилизирующее воздействие на систему международных отношений, предотвратить ее сползание к состоянию "войны всех против всех".

9. Германия, которая является главным внешнеэкономическим партнёром России, а также Франция, продолжают оставаться для нашей страны ведущими европейскими странами-партнёрами, что отражает как традиции, заложенные в 1990-е годы, так и углубляющееся политическое взаимодействие в трёхстороннем формате на международной арене, их действия в одной системе внешнеполитических координат. Особенно ярко это было продемонстрировано в ходе иракского кризиса.
В марте 1998 г. лидеры государств впервые собрались в Москве в таком составе. Во второй раз российско-германо-французская встреча на высшем уровне состоялась 11 апреля 2003 г. в Санкт-Петербурге в ходе проведения очередного российско-германского форума "Петербургский диалог", что подчеркнуло российско-германскую доминанту этой встречи, а также продемонстрировало неизменность позиции трёх государств по вопросу об Ираке и о верховенстве международного права. Большое внимание в ходе встречи было уделено общей архитектуре международных отношений. Была подтверждена уникальная роль ООН как основного регулирующего механизма на мировой арене. 12 апреля во вступительном слове на международной конференции "Мир, безопасность, международное право: взгляд в будущее" с участием Канцлера Германии и Президента Франции В.В.Путин заявил: "Мы ещё раз убедились, что наши взгляды по главным позициям практически совпадают. Одна из них - признание центральной роли ООН".
В выступлениях на российско-германском форуме "Петербургский диалог" Президент РФ указал на то, что Россия и Германия "должны сделать всё возможное для сохранения стабильной международно-правовой системы, которая опирается на главенство ООН. Мы с господином Федеральным канцлером едины в понимании примата международного права". Более того, В.В.Путин высказал убеждение, что "от степени взаимодействия россиян и немцев во многом зависит развитие европейской цивилизации", и призвал к установлению между странами "стратегического партнёрства".

10. С 2000 г. Великобритания всё уверенней занимает место среди ведущих западных партнёров России с элементами стратегического взаимодействия. Именно по инициативе Лондона была создана двадцатка Россия-НАТО. Англия является активным сторонником вступления России в ВТО. Иракский кризис показал, что во внешнеполитической сфере у двух стран есть существенные противоречия, которые, однако, не изменяют общего поступательного характера отношений между странами. Более того, после государственного визита В.В.Путина в Великобританию в год празднования 450-летия установления дипломатических отношений между странами она в экономической сфере вышла в лидеры среди зарубежных инвесторов в России.
На пресс-конференции в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г. Президент РФ отметил, что Британия "является одним из наших приоритетных партнёров. Это одна из самых крупных европейских экономик. Политическая активность Великобритании очень важна в Европе и в мире в целом… Роль, значение Великобритании для нас крайне важны и с точки зрения согласования наших позиций по международным ключевым вопросам, и сточки зрения нашей интеграции в европейскую экономику, и с точки зрения двусторонних политических и экономических отношений".
В интервью Би-би-си 22 июня 2003 г. российский Президент указал на новое качество отношений между двумя странами, которые "стали более доверительными, более прагматичными, они утратили налёт идеологической составляющей, они стали по-настоящему партнёрскими". В.В.Путин признал факт политических разногласий, но отметил, что "характер и качество наших отношений позволяют нам выходить из любой трудной ситуации, не нанося ущерба двусторонним отношениям… Фундаментальные основы отношений России и США, России и Великобритании оказались крепче, чем трудности, с которыми мы столкнулись".
В ходе государственного визита в Англию в своём выступлении на приёме в Букингемском дворце 24 июня 2003 г. Президент РФ охарактеризовал отношения между странами следующим образом: "Наши страны всегда занимали ключевые места в решении внешнеполитических приоритетов друг друга… в последние годы отношения между Россией и Великобританией вышли на качественно новый уровень… Исключительно высоким считаю уровень политического взаимодействия. Этот фактор позволяет наращивать наши торгово-экономические связи. Здесь по многим позициям Великобритания занимает ведущее место". Более того, в выступлении на официальном обеде от имени лорда-мэра Лондонского Сити 25 июня В.В.Путин отметил, что сегодня отношения между странами "по праву всё больше становятся важнейшей опорой европейской и, без преувеличения, мировой политики".

11. См. подробнее: Кокошин А.А. Национальная безопасность России в условиях глобализации. М.: ИПМБ РАН, 2001 г.

12. Для России Германия и Франция остаются ключевыми и в вопросе о взаимодействии с ЕС. В заявлении для прессы 11 апреля 2003 г. В.В.Путин отметил, что "накануне саммита Россия-ЕС 31 мая этого года в Санкт-Петербурге нам было очень важно обсудить ход подготовки к этому неординарному событию, "сверить часы" по всему комплексу взаимоотношений с Европейским Союзом".
Вместе с тем в выступлениях Президента РФ подчёркивается, что Россия не стремится к созданию оси Россия-Германия-Франция. На пресс-конференции 11 апреля в ходе "Петербургского диалога" он отрицательно отозвался об идее "новой Ялты". "Это не соответствует моим представлениям о том, как должна строиться ситуация по формированию системы безопасности в мире. Никаких сепаратных действий здесь быть не может… Мы должны совершенствовать систему международной безопасности,… приспосабливать её к новым реалиям и ни в коем случае не допустить её разрушения… мы должны сделать всё для того, чтобы восстановить эту систему ценностей и вместе с нашими партнёрами, с Соединёнными Штатами, с Великобританией, решать проблему укрепления принципов и основ международного права".
Необходимо указать, что подоплёкой российско-франко-германского сближения стали события 11 сентября 2001 г. в США. В крупнейшем западноевропейском государстве - Германии - не был принят лозунг администрации Дж.Буша-мл. "кто не с нами, тот против нас", выдвинутый сразу же после событий 11 сентября 2001 г. для ведения "войны с терроризмом", как показала кампания по выборам в Бундестаг осенью 2002 г. Большая часть немецких избирателей во главе с правящей коалицией впервые за весь период после Второй мировой войны отказывает в послушании "большому брату", причем тогда, когда США считают себя в состоянии войны, вызвав резко негативную реакцию в Белом Доме. Примечательно, что решающую роль при этом сыграли избиратели территории бывшей ГДР, где одновременно имели место сильные и антивоенные и антиамериканские настроения.
Совместные действия Франции и Германии как членов НАТО по иракской проблеме в январе-феврале 2003 г. (а также Франции, Германии и Бельгии по вопросу об обеспечении "защиты" Турции в случае войны с Ираком) создали серьезнейший прецедент для нового характера взаимоотношений в рамках Североатлантического Союза (позволив в том числе ряду видных политиков и экспертов заявить о его фактическом конце).

13. На пресс-конференции по итогам переговоров с Тони Блэром 26 июня 2003 г. в ходе государственного визита в Великобританию Путин заявил, что стратегический интерес России состоит в объединении Европы, "поскольку Россия и географически, и ментально считает себя частью большой Европы. В основе европейской идентичности прежде всего лежит культура, а Россия, вне всяких сомнений, принадлежит к этой части еврокультуры… мы чувствуем себя частью этого мира… будем всячески способствовать не только интеграции России в европейскую экономику, но и любым позитивным процессам, касающимся укреплению Европы в мире". На этом основан и подход России к сотрудничеству с Европейским Союзом. В ходе визита Президент РФ не раз подчёркивал, что Россия избрала "европейский вектор своего развития", видит в этом одно из важнейших направлений своего взаимодействия на международной арене, один из своих основных приоритетов. В выступлении на встрече с представителями научных, общественных и деловых кругов Шотландии 25 июня 2003 г. В.В.Путин заявил, что "Европа продолжается и за Уральскими горами, потому что если мы возьмём людей, которые живут на Дальнем Востоке, они мало чем отличаются от тех граждан России, которые проживают в европейской части". Вместе с тем, принципиальным моментом является то, что Россия не ставит перед собой цель вступления в Евросоюз в полном формате, а ставит перед собой в отношении интеграции с ЕС реальные цели.
Европейское направление российской внешней политики основано на принципе многовекторного стратегического партнёрства с Евросоюзом. ЕС является крупнейшим торгово-экономическим партнёром России. На долю ЕС сегодня приходится 37% внешнеторгового оборота России, а после расширения эта цифра увеличится до 52%.
Идёт работа над концепцией Общего европейского экономического пространства, развивается энергодиалог Россия-ЕС, активизируются контакты в сфере внутренних дел и юстиции. На одиннадцатом саммите Россия-ЕС 31 мая в Санкт-Петербурге было принято решение об учреждении постоянного Совета Партнёрства. В то же время в отношениях между Россией и ЕС, несмотря на то что они наращивают взаимодействие в политической, экономической и других сферах, существуют определённые трудности. В ходе саммита Президент РФ не раз говорил о "завалах" на ряде направлений взаимодействия, указывая на режим торговли ядерными материалами, антидемпинговые и квотные ограничения, необоснованное субсидирование экспорта, "энергетический затор" в переговорах о присоединении к ВТО, "зависшее" обсуждение проблемы калининградского транзита грузов. Российское руководство выступает за детальную инвентаризацию в формате Председатель Правительства России - руководство Комиссии ЕС этих вопросов и за скорейшее их урегулирование в ходе регулярного проведения сессий Совета партнёрства на уровне отраслевых министерств и консультаций на экспертном уровне.
Наиболее болезненной в отношениях России с ЕС является проблема свободы передвижения. По словам В.В.Путина, "в глазах простых россиян нынешнее положение дел иначе как новая, в данном случае "Шенгенская", стена не воспринимается". Между тем ситуация грозит ещё больше осложниться с распространением шенгенского режима на новых членов ЕС. В этой связи определённым прогрессом можно считать включение в итоговое заявление раздела "Единая Европа для всех европейцев", в котором сказано: "Россия и ЕС согласились обсудить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы".
Необходимо отметить, что западноевропейские государства в 1990е и в начале 2000-х гг. отказались от целого ряда элементов своего суверенитета ради развития Евросоюза. Новый центр силы в виде этого интеграционного объединения до сих пор не возник, и его возникновение проблематично на всю обозримую историческую перспективу вопреки всем надеждам и прогнозам начала-середины 1990-х годов.
В результате Западная Европа, а вместе с ней и страны Центральной и Восточной Европы, входящие в орбиту влияния западноевропейских государств, все больше теряют (за исключением Великобритании) роль главного партнера Соединенных Штатов в международных отношениях и особенно за пределами собственно этого региона. В США существует мнение, что "Западная Европа все равно никуда не денется", хотя разрыв между США и Европой в культурно-ценностной ориентации по вопросам мировой политики (особенно по вопросам использования военной силы, методов антитеррористической борьбы) растет.
В различных сегментах политической и деловой элиты Западной Европы усиливается мнение, в соответствии с которым переход от Европейского Сообщества к Евросоюзу не оправдал ожиданий, что Евросоюз 1990-х - начала 2000-х оказался значительно менее успешным "интеграционным проектом", чем в 1950-е годы НАТО (с точки зрения обеспечения как высоких темпов роста экономики, так и обеспечения безопасности членов Союза).
Во взаимоотношениях России с западноевропейскими странами так и не реализовались (и не по вине России) ряд крупномасштабных наукоемких проектов 1990-х годов - по совместному развитию российской космической навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС, по российско-украинскому военно-транспортному самолету Ан-70, по гражданской авиации и др.
В российской деловой и политической элите усиливается впечатление, что для ЕС и ряда ведущих западноевропейских государств Россия необходима в качестве поставщика сырья (и прежде всего невозобновляемых энергоресурсов) и плательщика по долгам СССР и Российской Федерации.
На этом фоне более позитивно выглядят некоторые результаты взаимодействия России и США в области высоких технологий - предоставления Россией услуг по запускам американских спутников гражданского назначения, по ракетному двигателестроению. Американские компании предлагают России гораздо более выгодные условия по сотрудничеству в области создания новых типов гражданской авиации, нежели "Эйрбас Индастриз" (хотя и здесь масштабы взаимовыгодного сотрудничества могли бы быть в несколько раз большими с учетом имевшегося огромного научно-технического потенциала России).

14. На пресс-конференции в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г. В.В.Путин заявил, что проблема Ирана была предметом особого внимания в ходе встреч с Президентом США Дж.Бушем в Петербурге и в Эвиане, и у стран выявились близкие позиции в этом вопросе. Президент РФ сообщил, что в ходе разговора по телефону с Президентом Ирана Хатами он получил заверения в том, что у Ирана нет планов создания ядерного оружия. Также руководство страны имеет информацию о том, что Иран готов к безусловному сотрудничеству с МАГАТЭ. В то же время В.В.Путин высказался "против использования ядерной карты для разворачивания недобросовестной конкуренции на иранском рынке". В интервью Би-би-си 22 июня 2003 г. Президент РФ подчеркнул: "Иран - наш сосед, наш традиционный партнёр. У нас есть определённая система и уровень межгосударственных отношений. И мы не намерены терять наших позиций в Иране. Мы собираемся развивать отношения с этой страной".

15. В.В.Путин в своих последних выступлениях не раз подчёркивал, что Россия выступает за безъядерный статус Корейского полуострова, что решать этот вопрос нужно исключительно в ходе переговоров с учётом интересов всех заинтересованных сторон. В интервью для Би-би-си 22 июня 2003 г. Президент сказал, что у него нет никаких оснований полагать, что КНДР вынашивает какие-либо агрессивные намерения. Он заявил, что "эта проблема может быть решена политико-дипломатическими средствами", и более того, "если у Северной Кореи есть определённые озабоченности, связанные с её безопасностью, то мы должны иметь это в виду". "Я глубоко убеждён, - добавил он, что Северную Корею нужно включать в систему международного общения".

16. На пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г. В.В.Путин отметил, что "набор в армию по контракту и набор по призыву - только один из элементов военной реформы, не единственный. Здесь мы должны подходить очень взвешенно, имея в виду реальные возможности экономики России и традиции, которые есть в российской армии, огромную территорию страны".

17. Одним из важнейших условий прочного обеспечения реального суверенитета России на обозримую перспективу является сохранение, развитие и усиление независимой военной мощи страны во всех трех компонентах "новой триады": 1) комплекс основных сил и средств ядерного сдерживания от тактических до стратегических; 2) сил общего назначения; 3) спецсил, предназначенных для борьбы с терроризмом. Особой, постоянной заботы требует развитие оборонной промышленности и науки.
Система ядерного сдерживания в целях его большей убедительности и предотвращения дальнейшего снижения "ядерного порога" должна быть дополнена комплексом стратагем, сил и средств предъядерного сдерживания. Материальной составляющей предъядерного сдерживания является высокоточное дальнобойное оружие в обычном, неядерном оснащении, но способное поражать широкий круг как военных, так и экономических объектов.
Собственно в области ядерного сдерживания для России крайне актуальной становится отработка многовариантной стратегии асимметричного сдерживания по всем азимутам, с отказом от неоправданного понижения "ядерного порога".
Сложившаяся в первой половине 1970-х годов система взаимного ядерного сдерживания между СССР (Россией) и США до настоящего времени преимущественно носила симметричный характер (несмотря на значительные традиционные различия между нашей страной и США в структуре и составе стратегических ядерных сил (СЯС); у СССР традиционно доминирующую роль играли наземные межконтинентальные баллистические ракеты со сравнительно малой ролью стратегической (тяжелой бомбардировочной) авиации и меньшей ролью, чем у США, морского компонента СЯС).
Это вело к прогрессирующему и кумулятивному истощению наших ресурсов и ослаблению воли народа и политической элиты к продолжению борьба "за место под солнцем".
Симметризации как материальной, так и интеллектуальной составляющей политики ядерного сдерживания у СССР и США, в значительной степени способствовали переговоры по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений и по ПРО, заключение соответствующих договоров, создание целого комплекса механизмов их контроля и реализации.
С выходом США в 2002 г. из Договора по ограничению систем ПРО 1972 г., с появлением новых установок в ядерной политике США, при сохраняющихся ограниченных экономических возможностях у России возникли еще более масштабные предпосылки для перехода к асимметричной политике в этой сфере.









 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России

  •  
    Проблемные зоны планеты
    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Кокошин - член-корреспондент РАН, председатель комитета по делам СНГ Госдумы 3-го созыва.
    Эфир ведет Марина Королева.
    Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)
    О явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века.
    Оценки, размышления, рекомендации.
    Нужны новые подходы для решения проблем стратегической стабильности (Андрей Кокошин)
    ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (подборка интервью Андрея Кокошина российским средствам массовой информации)
    11 ОКТЯБРЯ 2001, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
    БИТВА БЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ПОБЕД
    Так характеризует начавшуюся борьбу с международным терроризмом находящийся в США депутат Госдумы РФ, бывший секретарь Совета безопасности России Андрей Кокошин
    12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
    ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
    22 ноября 2001г.
    НАСКОЛЬКО РОССИЯ МОГЛА БЫ СБЛИЗИТЬСЯ С НАТО?
    Интервью председателя комитета ГД РФ по международным делам Дмитрия Рогозина и депутата ГД РФ Андрея Кокошина ведущему программы "Сегодня" Александру Хабарову (НТВ)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    РОССИЯ ДОГОВОР СНВ-1 ИСПОЛНИЛА. И НАДЕЕТСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ…(Интервью А.А.Кокошина)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
    22 февраля 2002г. "Время МН" №33
    ИТОГИ ПОДВОДИТЬ ЕЩЕ РАНО
    Своими оценками хода афганской кампании и военных программ США делится в интервью "Времени МН" экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы (от фракции ОВР) Андрей Кокошин.
    17 мая 2002г. РТР-Вести
    РАЗБОР ПОЛЕТОВ В БЕЛОМ ДОМЕ
    Андрей Кокошин: нельзя исключать того, что всплывут ещё более неприятные моменты.
    "Потенциал России востребован в мире" (интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)
    "России нужна свобода рук" (интервью А.А.Кокошина газете "Трибуна" №85 22 мая 2002г.)
    В КРЕМЛЕ "СВЕРИЛИ ЧАСЫ". Андрей Кокошин: Россия должна добиться более высокого места под солнцем (интервью РТР-Вести 23 мая 2002г.)
    "Договор мог быть лучше, но это лучше, чем ничего"
    Мнение бывшего секретаря Совета безопасности РФ (интервью А.А. Кокошина газете КоммерсантЪ-Daily №087 от 24 мая 2002)
    "Как влияет международное положение на политику России?" (интервью А.А. Кокошина "Радио Маяк" 25 мая 2002г.)

     Андрей Кокошин: "Ближайшее будущее покажет прочность партнерства России и США..." (Интервью Интернет-изданию СМИ.ru)

     16 сентября 2002г. Ю.Н. Балуевский ПОТЕНЦИАЛ ДОВЕРИЯ - Договор о СНП стал новой реальностью (Статья на сайте <Известия.Ру>)

     А.А. Кокошин Нам нужны неформальные союзники (Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)
    Россия и постсоветское пространство :
    Россия в поисках своего места в современной цивилизации (Кокошин А.А. Быть России великой державой в ХХI веке. М., ИПИ, 1996)

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Узбекистан (принято 1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •