НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
http://izvestia.ru/rubr.cgi?id=7596&idr=717

Кокошин: Прежде всего, приношу свои извинения за небольшое опоздание. Было очень приятно увидеть так много интересных вопросов. С удовольствием отвечал на них. К сожалению, не на все из вопросов смог ответить. Надеюсь на дальнейшие встречи с посетителями сайта.

16:33 Волкова Елена: Уважаемый Андрей Афанасьевич! Когда американское руководство говорит о том, что акция возмездия будет продолжаться, что, по-вашему, имеется в виду? Они будут продолжать бомбить города и горы Афганистана с воздуха или введут свои сухопутные войска?

Кокошин:
Во-первых, будут продолжаться с высокой степенью вероятности бомбардировки с воздуха с применением самых различных видов и типов боеприпасов, в том числе для поражения малоразмерных и высокоподвижных целей. Масштабы бомбардировок весьма возможно будут увеличиваться и интенсивность в отдельные периоды может достигать очень высокого уровня. Что касается использования других средств вооруженной борьбы, то здесь, прежде всего, следует ожидать довольно широкомасштабное применение сил специального назначения, подготовленных для действий в горах, причем не только, а может быть, даже и не столько американских подразделений и частей. Только что стало известно, что американцы склонили к участию в этой части операции турецкий спецназ, имеющий большой опыт боевых действий в горах, в операциях против курдов. Большим опытом таких операций обладают и британские части, состоящие из непальских гуркхов. Но нельзя исключать и скоротечной масштабной операции по вводу в ряд районов Афганистана подразделений 82-й парашютно-десантной дивизии США и их собственных американских горно-стрелковых частей. Скорее всего такие действия будут спланированы как сравнительно скоротечная операция, продолжающаяся в течение всего нескольких дней с последующей эвакуацией, с тем, чтобы против нее не успели развернуться действия талибов со всей их силой и способностью к ведению партизанской войны. В последующем такие операции могут в разных вариациях повторяться, поскольку американское и государственное руководство и военное командование уже четко сориентировались на весьма и весьма затяжной характер “антитеррористической войны”.

16:35 Маркевич: Добрый день. Что будут делать США, когда в ближайшие дни полностью разрушат с воздуха всю инфраструктуру Афганистана?

Кокошин:
Добрый день! В основном, я уже ответил на этот вопрос в предыдущем ответе. Могу только добавить, что целей для бомбардировок высокой экономической значимости в Афганистане почти нет, но у США в то же время огромные экономические возможности и экономить на боеприпасах, в том числе дорогостоящих высокоточных боеприпасах они не будут и бомбардировки будут продолжаться еще долгое время и в период проведения потенциальной десантной операции и после нее.

16:41 Заболоцкий Михаил: В нашей прессе очень мало пишут о позиции Китая. Какова на самом деле его позиция. Он тоже поддерживает акцию возмездия, предпринятую США против Афганистана и других стран, объявленных США странами, поддерживающими террористов, или они возражают против столь бездоказательных и масштабных действий США?

Кокошин:
Китай в Совете Безопасности ООН 12 сентября полностью поддержал проект резолюции, позволяющей США в порядке самообороны вести такого рода действия и в целом выступил за решительную борьбу с терроризмом. Позиция Китая во многом определяется его собственными интересами по борьбе с исламскими экстремистами в этом регионе. В Синцзяно-Уйгурском автономном округе Китай держит весьма и весьма значительную группировку своих вооруженных сил и народной вооруженной милиции, эквивалента наших внутренних войск ввиду такой постоянной опасности. Китайцы действуют во многих ситуациях весьма и весьма решительно и жестко. Кроме того, Китай уже давно вложил большие ресурсы и перекрыл в значительной степени свою границу с Афганистаном, у них есть небольшой участок в высокогорье. И КНР весьма заинтересована в том, чтобы талибам, тесно связанным с исламскими сепаратистами в Китае, было нанесено военное поражение.

16:48 Динислам: Прошу Вас кратко обрисовать, возможное на Ваш взгляд, дальнейшее развитие событий в Афганистане.

Кокошин:
Во-первых, конечно сложившейся ситуацией в максимально возможной степени постарается воспользоваться Северный альянс для нанесения военного поражения талибам на севере Афганистана и для освобождения от них Кабула. Во-вторых, возникнут в случае их успешных действий возможности для формирования нового правительства Афганистана, в которое вошли бы различные политические силы, но где Северный альянс играл бы весьма важную роль. В-третьих, этому новому правительству вряд ли удастся в ближайшие годы установить полный политический контроль над всей территорией Афганистана и еще очень длительное время мы будем иметь немало районов, находящихся под контролем как талибов, так и других политических сил, которые не войдут в состав коалиционного правительства. В США и в Западной Европе сейчас разрабатываются планы массированной экономической помощи Афганистану, восстановления в нем основных элементов экономики, прежде всего в тех районах, конечно, которые будут контролироваться этим будущим коалиционным правительством, которое видится как правительство дружественное по отношению к США. Однако даже если на эти цели будут затрачены огромные ресурсы, которые, конечно, у США имеются (и они могут истратить на развитие экономики Афганистана многократно больше, чем то, что затратил Советский Союз в свое время), это не гарантирует успех такого рода политики.

16:52 Георгий Иванович Святов: Уважаемый Андрей Афанасьевич! Россия и Америка никогда не воевали друг с другом и были союзниками в двух мировых войнах. Мне кажется, что этот фундаментальный исторический момент должен быть положен в основу Российско-Американских отношений?

Кокошин:
У нас, действительно, сегодня возник уникальный шанс радикального улучшения к лучшему российско-американских отношений и в целом отношений России с Западом, о чем в частности, недавно говорил в своей речи в германском бундестаге наш президент Владимир Путин. Однако эта возможность не будет реализована автоматически, здесь очень много проблем и подводных камней, которые все еще дают о себе знать, несмотря на радикально иную, значительно более благоприятную атмосферу в российско-американских отношениях последний 10-12 дней.

17:01 Романов Сергей, Тула: Судя по всему, Россия вступает в период войн. Как, по-вашему, это ошибки внешней политики нашего МИДа? Возможно ли все-таки избежать участия России в вооруженным конфликтах на наших южных рубежах (Средняя Азия , Абхазия) или это уже неотвратимо? Спасибо.

Кокошин:
Россия уже и так после распада Советского Союза постоянно находится в состоянии, когда ей приходится иметь дело одновременно сразу с несколькими вооруженными конфликтами и даже войнами, в основном с так называемыми конфликтами низкой интенсивности. Я помню, что одно из первых дел, которым пришлось мне заниматься в качестве первого заместителя министра обороны в 1992 году, это решение проблемы предотвращения острейшего этнического конфликта в Южной Осетии. И тогда быстрые и решительные действия российских миротворцев спасли жизни сотен и даже тысячей людей. Позднее направление российских миротворческих батальонов в Приднестровье также помогло избежать гораздо большего кровопролития, которое там уже назревало. И вообще таких ситуаций уже в нашем опыте накоплено немало. И мы должны отдать должное тем нашим офицерам и солдатам, которые самоотверженно решали такие задачи на протяжении уже десятка лет в различных местах на территории бывшего Советского Союза. Но нет нужды вспоминать и о нашей собственной проблеме в Чечне. Но сейчас, после трагических событий 11 сентября, весь мир вступил в совершенно новую фазу в связи с совершением беспрецедентного по своим масштабам, экономическим, военным и политическим последствиям теракта в США. Сказывается это, конечно, и на положении дел в России, прежде всего через Центральную Азию. Но если операция против террористов и обеспечивающих сил талибов достигнет успеха, то угроза безопасности и стабильности центрально-азиатским государствам на несколько лет может существенно снизиться. Прямое участие России в этих конфликтах далеко необязательно. И я надеюсь, что у нашей дипломатии достанет искусства избежать этого.

17:08 Резников Андрей: Уважаемый Андрей Афанасьевич! В каком состоянии сейчас находится наша военная промышленность? Осуществляется ли разработка и производство новых видов оружия и военной техники, перевооружается ли наша армия более современным оружием, аналогичным американскому или она укомплектована вооружением и военной техникой 15-20-летней давности?

Кокошин:
Наша военная промышленность продолжает находиться в весьма сложном положении. Фактически во многих сегментах ее нужно воссоздавать заново, опираясь при этом в целом на развитие наукоемкой промышленности. Для этого нам необходимо национальная научно-промышленная политика, которая в себя включала бы развитие по широкому спектру современных информационных технологий, сохранение и развитие нашего авиационно-космического комплекса, развитие современной химии (крайне необходимой и для боеприпасов, и для ракетного топлива, и для новых материалов, используемых в вооружении и военной технике) и целый ряд других направлений, которые нами были обозначены как приоритетные в свое время в соответствующих разработках по развитию военной реформы и по обновлению российского оборонно-промышленного комплекса. Масштабы наших НИОКР и тем более закупок вооружения определяются сегодня, прежде всего, общеэкономическими и конкретно бюджетными возможностями. В условиях, когда наш валовой внутренний продукт уступает американскому в 12-15 раз, мы, конечно, не можем рассчитывать на то, чтобы мы оснащали наши вооруженные силы так же как это делают США. Но я считаю, что расходы на исследования и разработки в военной сфере и на закупки вооружений должны быть уже сейчас значительно увеличены и буду этого добиваться как депутат Государственной Думы.

17:13 georgi abuladze: Господин Андрей Афанасьевич! Что надо делать, чтобы улучшить грузино-российские отношения?

Кокошин:
Российско-грузинские отношения на сегодняшний день, действительно находятся в очень сложной фазе. Думаю, что от этого, прежде всего, пострадает Грузия, ее политические и экономические интересы. Для улучшения этих отношений сейчас, прежде всего, необходимо реальное подключение Грузии к международному фронту борьбы с терроризмом. Конкретно речь, конечно, должна идти, прежде всего, о решении вопроса о действиях террористов с территории Грузии на территорию Российской Федерации в Чечне.

17:17 Давыдов Семен: Андрей Афанасьевич! Считаете ли Вы как ученый американист, занимавший пост заместителя министра обороны, выгодным для России вступление в НАТО и если да, то почему? Спасибо.

Кокошин:
Я думаю, что на ближайшие годы вопрос о вступлении России в НАТО не стоит. Можно ожидать некой новой формулы отношений между Россией и НАТО в рамках известного акта Россия-НАТО на основе тех решений, которые недавно достигнуты в Брюсселе президентом России Путиным и генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном. Достойной темой для сотрудничества России и НАТО является борьба с терроризмом, борьба с распространением оружия массового поражения и технологией средств его доставки, что особенно актуально в сфере биологического, бактериологического оружия.

17:25 Зурабов Рустам: Господин Кокошин! Как, по-вашему, после завершения военной операции в Афганистане США выведут свои ограниченные войска из Узбекистана и Таджикистана или же они создадут на территории этих государств военные базы и останутся там надолго, если не на всегда. И почему Путин пошел на это?

Кокошин:
Американские войска в Узбекистане, скорее всего, будут находиться на протяжении всего периода проведения этой операции, причем, не обязательно, что они примут прямое участие в ней. При этом мы можем ожидать и наращивания там американского военного контингента. По просьбе узбекского руководства эти войска прибывают туда не только, и может быть даже не столько для участия в операциях на территории Афганистана, сколько для защиты узбекской территории от вторжения талибов, которое они уже фактически туда осуществляли. Решение о приглашении туда американских войск узбекское руководство, по-видимому, принимало вполне самостоятельно, поскольку Узбекистан некоторое время тому назад вышел из договора о коллективной безопасности стран СНГ, полагая, видимо, что он не обеспечивает узбекских интересов безопасности. Теперь ответственность за стабильность в Узбекистане за стабильность нынешнего правительства Узбекистана во все большей степени будет лежать на плечах США. Вообще, все последние события показали еще раз, что СНГ переживает глубокий кризис и нам нужен радикальный пересмотр нашей стратегической линии в отношении стран СНГ, с вычленением на постсоветском пространстве трех-четырех государств, с которыми мы действительно могли бы строить глубокие и долговременные союзнические и партнерские отношения. Если говорить об этом регионе, то здесь в первую очередь я выделил бы Казахстан, которому в том числе Россия сейчас как никогда должна была бы помочь при наличии, разумеется, сильного желания с казахской стороны, иметь по-настоящему дееспособные вооруженные силы и структуры безопасности.

17:39 Александр: Верите ли Вы в искренность американского руководства в сближении с Россией в свете последних событий?

Кокошин:
Я думаю, что действительно, сейчас для США выгодно улучшение отношений с Россией и Россия нужна как союзник в борьбе с терроризмом. России тоже нужны союзники в борьбе с терроризмом на своей собственной территории и в Средней Азии. Однако надо тщательно следить за тем, чтобы это сближение осуществлялось на взаимовыгодной и максимально возможной и равноправной основе, поскольку, к величайшему сожалению, мощь России и США сегодня несопоставимы и в силу этого почти естественно физического факта любые партнерские отношения между Россией и США всегда будут иметь тенденцию к отношениям между “старшим” и “младшим братом” со всеми невыгодами положения “младшего брата”.

17:43 Светлана, студентка МГИМО: Уважаемый профессор, Андрей Афанасьевич! Хотелось бы от Вас узнать каково сейчас положение в Пакистане? Есть ли там американские войска? Какова позиция президента Пакистана, генерала Мушарафа? Возможен ли там переворот и приход к власти фундаменталистов?

Кокошин:
Несмотря на все заверения пакистанского руководства ситуация там сложная и будет долгое время оставаться сложной. Нас должно в том числе беспокоить положение дел с безопасностью ядерного оружия, которое имеется у Пакистана, то, чтобы оно не попало в руки исламских экстремистов. Военные в Пакистане, судя по всему, настроены весьма решительно и готовы применить самым жестким образом силу для того, чтобы фундаменталисты не пришли к власти. Я не исключаю того, что в отношении экстремистов там тоже готовится довольно масштабная упреждающая операция.

17:59 Степанов Виктор: Андрей Афанасьевич! Как известно, в России 30 процентов населения составляют мусульмане. Существует ли на ваш взгляд опасность взорвать изнутри (Татарстан, Башкирия, Дагестан и др.) Россию путем продолжения помощи США в борьбе с террористами, которую США ведут с исламскими государствами? Вчера по ТВ уже показывали волнения в Татарстане, связанные с желанием местных фундаменталистов, отправиться в Афганистан воевать против США?

Кокошин:
Я считаю, что одним из центральных элементов международных усилий по борьбе с терроризмом должны быть усилия, прежде всего, исламских государств, которые сами от этого страдают в очень большой степени - это видно хотя бы на примере Египта или Алжира. К сожалению, и США, и их союзники по НАТО запоздали с привлечением исламских государств в должной степени к антитеррористической коалиции. Заверений со стороны американского руководства о том, что они ведут борьбу не с исламом, не с исламскими государствами, а только с террористами и с силами, которые их поддерживают, явно недостаточны. Это проблема не только для США, но это проблема, конечно и для нас, поэтому я считаю, что Россия должна сейчас выступить в качестве страны, которая имея хорошие дружеские отношения с целым рядом исламских государств, способна придать антитеррористической борьбе более сбалансированный, более четкий характер - имея при этом в виду, конечно, наши собственные интересы, а отношения между мусульманами и немусульманами в нашей стране. Именно Россия должна выступить инициатором глубокого межконфессионального диалога между мусульманами и христианами ради общих интересов, мира и безопасности, ради сохранения тех общечеловеческих ценностей, которые присутствуют у этих двух великих религий и соответствующих цивилизаций.

18:05 Пешков Алексей: Уважаемый господин Кокошин, после бомбежек Югославии и Афганистана складывается впечатление, что ООН как главная международная организация, призванная решать международные конфликты изжила себя. Не так ли?

Кокошин:
Действительно, в 1990-е годы роль ООН значительно ослабла, и последние годы наблюдалось там определенное ослабление позиций России, что выражалось, в частности, в утрате нами ряда важных постов в Секретариате ООН. Однако на сегодняшний день нет никакой другой международной организации, которая бы обладала соответствующими юридическими полномочиями и изрядным политическим потенциалом. После событий 11 сентября США резко активизировали свою политику в ООН, одновременно выплатив значительную часть своей задолженности в бюджет ООН (582 миллиона долларов), что резко контрастировало с их поведением в предыдущие два-три года. Активно заработал Совет Безопасности ООН, принявший две резолюции и создавший специальный комитет по наблюдению за резолюцией от 28 сентября сего года, касающейся борьбы с финансированием террористов, укрывательством террористов и т.д. Эта резолюция ООН имеет большое значение и для нашей борьбы с террористами в Чечне, создает новую правовую базу и потенциальный инструментарий для конкретных оперативно-розыскных действий в международном масштабе, которых раньше не было. Я считаю, что сейчас складывается благоприятный момент для того, чтобы добиться усиления роли ООН и усиления позиции в этой организации России, которая является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Считаю, что Россия должна одновременно выступить с планами реформирования этой организации, в том числе Совета Безопасности ООН. По личным контактам с многими государственными деятелями различных стран, дипломатами знаю, что значительная часть международного сообщества приветствовала бы такую лидерскую роль России в этой международной организации. Вся борьба с терроризмом должна вестись исключительно на основе общепризнанных норм международного права и при активной роли ООН. И этого надо всемерно добиваться, даже если это будет наталкиваться на непонимание и противодействие тех или иных западных стран, включая США.

Прежде всего, приношу свои извинения за небольшое опоздание. Было очень приятно увидеть так много интересных вопросов. С удовольствием отвечал на них. К сожалению, не на все из вопросов смог ответить. Надеюсь на дальнейшие встречи с посетителями сайта.










 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России

  •  
    Проблемные зоны планеты
    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Кокошин - член-корреспондент РАН, председатель комитета по делам СНГ Госдумы 3-го созыва.
    Эфир ведет Марина Королева.
    Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)
    О явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века.
    Оценки, размышления, рекомендации.
    Нужны новые подходы для решения проблем стратегической стабильности (Андрей Кокошин)
    ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (подборка интервью Андрея Кокошина российским средствам массовой информации)
    11 ОКТЯБРЯ 2001, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
    БИТВА БЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ПОБЕД
    Так характеризует начавшуюся борьбу с международным терроризмом находящийся в США депутат Госдумы РФ, бывший секретарь Совета безопасности России Андрей Кокошин
    12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
    ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
    22 ноября 2001г.
    НАСКОЛЬКО РОССИЯ МОГЛА БЫ СБЛИЗИТЬСЯ С НАТО?
    Интервью председателя комитета ГД РФ по международным делам Дмитрия Рогозина и депутата ГД РФ Андрея Кокошина ведущему программы "Сегодня" Александру Хабарову (НТВ)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    РОССИЯ ДОГОВОР СНВ-1 ИСПОЛНИЛА. И НАДЕЕТСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ…(Интервью А.А.Кокошина)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
    22 февраля 2002г. "Время МН" №33
    ИТОГИ ПОДВОДИТЬ ЕЩЕ РАНО
    Своими оценками хода афганской кампании и военных программ США делится в интервью "Времени МН" экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы (от фракции ОВР) Андрей Кокошин.
    17 мая 2002г. РТР-Вести
    РАЗБОР ПОЛЕТОВ В БЕЛОМ ДОМЕ
    Андрей Кокошин: нельзя исключать того, что всплывут ещё более неприятные моменты.
    "Потенциал России востребован в мире" (интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)
    "России нужна свобода рук" (интервью А.А.Кокошина газете "Трибуна" №85 22 мая 2002г.)
    В КРЕМЛЕ "СВЕРИЛИ ЧАСЫ". Андрей Кокошин: Россия должна добиться более высокого места под солнцем (интервью РТР-Вести 23 мая 2002г.)
    "Договор мог быть лучше, но это лучше, чем ничего"
    Мнение бывшего секретаря Совета безопасности РФ (интервью А.А. Кокошина газете КоммерсантЪ-Daily №087 от 24 мая 2002)
    "Как влияет международное положение на политику России?" (интервью А.А. Кокошина "Радио Маяк" 25 мая 2002г.)

     Андрей Кокошин: "Ближайшее будущее покажет прочность партнерства России и США..." (Интервью Интернет-изданию СМИ.ru)

     16 сентября 2002г. Ю.Н. Балуевский ПОТЕНЦИАЛ ДОВЕРИЯ - Договор о СНП стал новой реальностью (Статья на сайте <Известия.Ру>)

     А.А. Кокошин Нам нужны неформальные союзники (Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)
    Россия и постсоветское пространство :
    Россия в поисках своего места в современной цивилизации (Кокошин А.А. Быть России великой державой в ХХI веке. М., ИПИ, 1996)

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Узбекистан (принято 1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •