НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



А.А. Кокошин: Нам нужны неформальные союзники
(Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)

Визит Владимира Путина в Китай и Индию, по сути, подводит итоги восточного направления российской внешней политики-2002. В целом же она будет обсуждаться на заседании Государственного совета РФ, которое запланировано на последнюю декаду декабря. На заседании будут заслушаны результаты деятельности созданной Президентом Путиным около года назад рабочей группы при Президиуме Госсовета по исследованию последствий международного кризиса для интересов и политики России. Руководит рабочей группой, в которую входят руководители федеральных ведомств как экономического, так и силового блока, Президент Северной Осетии Александр Дзасохов.

Заместитель руководителя рабочей группы Андрей Кокошин согласился поделиться с сотрудником журнала "Политбюро" Юрием Голотюком своими личными взглядами на нынешнюю восточную политику России и её перспективы.

Ю.Голотюк: Путин объединил визиты в Китай и Индию в рамках одного своего "большого восточного турне": учитывая специфику этих стран правильно ли это или нет? В чем схожесть этих визитов и в чем различия? Чего сейчас нам нужно добиваться от китайцев и чего от индусов?

А.Кокошин: Общего у этих двух великих государств и цивилизаций с точки зрения интересов России немало. Во-первых, это два единственных в мире центра силы, которые за последние 10-12 лет сократили свой разрыв с США - между Соединенными Штатами и ЕС, США и Японией он увеличился. Китай в этом году даст около 8% роста ВВП, Индия - около 6% (при 1-1.5% в ЕС и США и продолжающейся стагнации в Японии). КНР - это реальный кандидат во "вторую сверхдержаву" .Индия явно выходит на роль великой державы с весом и влиянием большим чем у ведущих западноевропейских государств. И Китай и Индия - это наши крупнейшие партнеры по военно-техническому сотрудничеству. От рынков этих двух азиатских гигантов сегодня зависит не только выживание нашей "оборонки", но фактически и значительной части нашей наукоемкой промышленности в целом. Ни США ни ЕС такими рынками для нас не стали. Кроме того, есть признаки того, что влиятельные силы на Западе нас рассматривают почти исключительно в качестве сырьевого придатка наиболее развитых стран. Как и в отношениях с США и ЕС, нам необходимо все активнее добиваться конвертации высокого уровня отношений с Индией и Китаем в политической и военной сферах в ускоренное развитие экономических связей невоенного порядка, причем прежде всего в сфере обрабатывающей промышленности, наукоемких производств особенно. Иначе и в отношении этих стран через 8-10 лет мы можем оказаться сырьевым придатком.

Ю.Голотюк: Второе: Вы в середине 90-х годов выдвинули концепцию "стратегического треугольника" Россия - КНР - Индия. Насколько реальна реализация этой концепции сегодня, особенно после состоявшегося осенью этого года первой встречи министров иностранных дел этих трех стран в Нью-Йорке?

А.Кокошин: И в середине 1990-х годов и сейчас я не имел в виду что-то подобное стратегическому союзу этих трех великих держав. Однако трехстороннее сотрудничество между ними вполне возможно и даже очень полезно - и нашим трем странам и международному сообществу в целом. Оно может идти по таким проблемам, как укрепление стратегической стабильности, в том числе в ядерной сфере, борьба с терроризмом. У нас есть общие интересы в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии особенно в новых условиях после 11 сентября 2001 года, начала антитеррористической операции в Афганистане. Все три страны делают немало ради усиления роли ООН, что важно для всего международного сообщества. Возрастание стратегической неопределенности в современном мире делает сотрудничество в рамках этой концепции еще более актуальным, чем это было в середине 1990-х годов. Сам факт встречи трех министров в Нью-Йорке имел огромное значение , хотя она и носила "неформальный характер". Кстати, весьма примечательно, что фактически только эти три государства признаются в ряде официальных американских документов великими державами, с которыми США должны выстраивать совершенно новые отношения.

Ю.Голотюк: А не вызовет ли формирование такого треугольника резко негативной реакции со стороны США, их противодействия? Ведь приходится слышать, что в глазах некоторых американских политиков это был бы "самый кошмарный" вариант для США?

А.Кокошин: Да, такие мнения в США высказывались, особенно до 11 сентября 2001 г. Но самая большая опасность пришла к Соединенным Штатам совсем с другого направления - от Аль Каиды, от взращенного в свое время самими же американцами Бен Ладена. К тому же я уверен, что у руководителей всех трех этих стран хватит ума, чтобы не строить отношения в этом новом "треугольнике" на антиамериканской основе - что не нужно ни нам, ни китайцам, ни индусам. Наоборот, можно и нужно строить эти отношения в "треугольнике" таким образом, чтобы международная антитеррористическая коалиция, возглавляемая безусловно США, только усиливалась от этого взаимодействия.

Ю.Голотюк: Поездка Президента в Китай пусть и совершенно случайно совпала с проведением заседания СБ РФ, которое посвящено угрозам национальной безопасности в ДальФО. На Ваш взгляд во взаимоотношениях России с Китаем чего все-таки больше - стремления к сотрудничеству или попытки отодвинуть хотя бы на время эту угрозу? Можно ли такую угрозу ликвидировать в принципе?

А.Кокошин: Со стороны Китая на Дальнем Востоке каких-то целенаправленных угрожающих нашим интересам безопасности действий я на обозримую перспективу не вижу. Более того, за последние годы существенно изменился характер нашего взаимодействия в военной сфере за счет реализации соответствующих соглашений. Мы фактически в отношении друг друга имеем такую конфигурацию сил и средств вдоль гигантской российско-китайской границы, которую можно назвать как "взаимная ненаступательная оборона". В 2001 г. в Москве подписан беспрецендентный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в соответствии с которым обе стороны, в том числе отказываются от каких-либо территориальных претензий друг к другу.

Но мы можем "потерять" российский Дальний Восток сами, если не дадим ему мощный импульс экономического развития, если не обеспечим в этом огромном и малозаселенном регионе прирост численности российских граждан, причем высокими темпами. Эти проблемы все еще, к сожалению, остаются нерешенными. На Дальнем Востоке мы не сможем добиться нужного нам роста экономики (особенно связанного с Сибирью и Центральной Россией, а не с внешними центрами экономического притяжения) без целенаправленных усилий государства, особенно федеральной власти, усилий по развитию транспортной, энергетической и коммуникационно-информационной инфраструктуры, что свойственно политике любого высокоразвитого рыночного государства.

Ю.Голотюк: В оценках политологов Путин неоднократно представлялся этаким западником, президентом, ориентированным в первую очередь, на контакты с США и Европой, как новый уровень контактов с Западом должен отражаться на нашей восточной политике? И что должен делать для этого Путин?

А.Кокошин: Наша внешняя и оборонная политика в целом сохраняет "равновекторный характер" в отношении ведущих центров силы. Это полностью соответствует реальностям нашего геополитического положения и нашим кровным интересам. Мы сегодня может и должны из этого извлекать максимум выгод для России, для благосостояния наших граждан, для нашей экономики. Когда СССР оказался в положении одновременного противостояния с Китаем, с одной стороны, и США и их союзниками в Европе и Азии (Япония, Южная Корея) - с другой, то был один из крупнейших провалов в многовековой истории российской внешней политики.

Сегодня у нас внешне складывается обратная ситуация. Но мы при этом должны оставаться в рамках отношений прагматического партнерства с каждым из центров силы и на Востоке, и на Западе, и на Юге, не вовлекаясь в формальные союзнические отношения. Так уж у нас получается, что как только мы и наши партнеры начинаем много говорить о дружбе, то партнерство, союзничество в плане "взносов" и "платежей" становится асимметричным не в нашу пользу.








 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России

  •  
    Проблемные зоны планеты
    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Кокошин - член-корреспондент РАН, председатель комитета по делам СНГ Госдумы 3-го созыва.
    Эфир ведет Марина Королева.
    Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)
    О явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века.
    Оценки, размышления, рекомендации.
    Нужны новые подходы для решения проблем стратегической стабильности (Андрей Кокошин)
    ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (подборка интервью Андрея Кокошина российским средствам массовой информации)
    11 ОКТЯБРЯ 2001, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
    БИТВА БЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ПОБЕД
    Так характеризует начавшуюся борьбу с международным терроризмом находящийся в США депутат Госдумы РФ, бывший секретарь Совета безопасности России Андрей Кокошин
    12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
    ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
    22 ноября 2001г.
    НАСКОЛЬКО РОССИЯ МОГЛА БЫ СБЛИЗИТЬСЯ С НАТО?
    Интервью председателя комитета ГД РФ по международным делам Дмитрия Рогозина и депутата ГД РФ Андрея Кокошина ведущему программы "Сегодня" Александру Хабарову (НТВ)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    РОССИЯ ДОГОВОР СНВ-1 ИСПОЛНИЛА. И НАДЕЕТСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ…(Интервью А.А.Кокошина)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
    22 февраля 2002г. "Время МН" №33
    ИТОГИ ПОДВОДИТЬ ЕЩЕ РАНО
    Своими оценками хода афганской кампании и военных программ США делится в интервью "Времени МН" экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы (от фракции ОВР) Андрей Кокошин.
    17 мая 2002г. РТР-Вести
    РАЗБОР ПОЛЕТОВ В БЕЛОМ ДОМЕ
    Андрей Кокошин: нельзя исключать того, что всплывут ещё более неприятные моменты.
    "Потенциал России востребован в мире" (интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)
    "России нужна свобода рук" (интервью А.А.Кокошина газете "Трибуна" №85 22 мая 2002г.)
    В КРЕМЛЕ "СВЕРИЛИ ЧАСЫ". Андрей Кокошин: Россия должна добиться более высокого места под солнцем (интервью РТР-Вести 23 мая 2002г.)
    "Договор мог быть лучше, но это лучше, чем ничего"
    Мнение бывшего секретаря Совета безопасности РФ (интервью А.А. Кокошина газете КоммерсантЪ-Daily №087 от 24 мая 2002)
    "Как влияет международное положение на политику России?" (интервью А.А. Кокошина "Радио Маяк" 25 мая 2002г.)

     Андрей Кокошин: "Ближайшее будущее покажет прочность партнерства России и США..." (Интервью Интернет-изданию СМИ.ru)

     16 сентября 2002г. Ю.Н. Балуевский ПОТЕНЦИАЛ ДОВЕРИЯ - Договор о СНП стал новой реальностью (Статья на сайте <Известия.Ру>)

     А.А. Кокошин Нам нужны неформальные союзники (Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)
    Россия и постсоветское пространство :
    Россия в поисках своего места в современной цивилизации (Кокошин А.А. Быть России великой державой в ХХI веке. М., ИПИ, 1996)

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Узбекистан (принято 1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •