НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 

"Красная Звезда"
24 марта 2005 г.

"Красная Звезда"24 марта 2005 г.

Проблемные зоны планеты

Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, декан факультета мировой политики МГУ Андрей Кокошин провел пресс-конференцию в Интерфаксе. На пресс-конференции было затронуто несколько наиболее злободневных проблем государств СНГ: ситуация в Киргизии, влияние российских военных баз в Грузии на обстановку в Закавказье, условия выживания и развития авиационной и ракетно-космической отраслей Украины, возможные последствия передачи таджикско-афганской границы под охрану пограничникам Таджикистана. Кроме того, Андрей Кокошин сообщил о затратах США на военную операцию в Ираке, дал оценку степени эффективности данных затрат, а также охарактеризовал обстановку, которая складывается в Афганистане и вокруг ядерной проблемы Северной Кореи.

Вот уже несколько дней подряд Киргизия находится в центре внимания политиков и широкой общественности. Некоторые наблюдатели охарактеризовали происходящие в этой республике события как азиатский вариант «оранжевой революции». Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин не столь категоричен. «Оценки тех, кто говорит, что это какая-то центрально-азиатская версия «оранжевой революции», вызывают большое сомнение», - отметил он. По его мнению, акции протеста на юге Киргизии - это борьба между различными группировками, кланами примерно одной и той же внешнеполитической ориентации. Противоборство обусловлено причинами внутреннего и внешнего характера. «Складывающаяся в Киргизии ситуация объясняется обстановкой внутри этой страны, а также влиянием государств, которые граничат с Киргизией. В самой Киргизии достаточно непростая экономическая ситуация, и есть традиционные проблемы между севером и югом страны, которые находились под влиянием разных политических группировок», - сказал Кокошин. Несмотря на то, что борьба между этими группировками порою принимает довольно острые формы, перспективы урегулирования, по мнению Кокошина, все-таки сохраняются.

Другой темой, которая была затронута на пресс-конференции, стала ситуация вокруг функционирования российских военных баз на территории Грузии. «Российские военные базы в Грузии имеют прежде всего политическое, политико-психологическое значение, но и военное их значение отрицать нельзя; они играли и играют стабилизирующую роль в регионе, при этом никакого отрицательного воздействия на чьи-либо интересы не оказывали и не оказывают», - констатировал Андрей Кокошин, комментируя перспективы начавшихся в Москве российско-грузинских переговоров по военным базам и созданию на их основе антитеррористических структур.

Глава думского комитета подчеркнул, что у России сложились хорошие отношения с Арменией, Азербайджаном, Турцией и Ираном, так что пока нет оснований прогнозировать серьезные негативные последствия в регионе после достижения с грузинской стороной договоренности о выводе наших баз. Однако нельзя исключать и того, что в случае вывода российских военных баз из Грузии уровень стабильности может снизиться. «Во многом все зависит от того, как будет складываться ситуация в Грузии и в целом на Южном Кавказе с точки зрения присутствия других государств, с точки зрения вообще обстановки в регионе и вокруг него», - отметил Кокошин.

Интересам России и Грузии соответствовало бы создание на основе российских военных баз совместного антитеррористического центра. «Реализация предложений о трансформации наших военных баз в Грузии в антитеррористический центр… позволит поддерживать достигнутую стабильность в регионе, совместно вести борьбу с международным терроризмом», - заявил Андрей Кокошин. Он также подчеркнул, что позитивным фактором сотрудничества Москвы и Тбилиси является твердое заявление грузинского руководства о том, что оно не намерено предоставлять территорию страны для создания военных баз третьих стран.

На пресс-конференции также был затронут один из важнейших аспектов сотрудничества России и Украины – кооперация в сфере авиа- и ракетостроения. Разрыв кооперационных связей украинской авиационной и ракетно-космической промышленности с российскими предприятиями, по мнению Кокошина, может привести к ее деградации. «Для меня никаких сомнений, что если не будет сотрудничества России и Украины в этой области, то украинская авиационная и особенно ракетно-космическая промышленность будет максимально быстро маргинализирована и перестанет быть фактором экономического развития», - заявил Андрей Кокошин.

Впрочем, российские авиастроители и создатели космической техники тоже заинтересованы в сохранении тесной кооперации с украинскими коллегами. «Российская авиационная и ракетно-космическая промышленность имеет гораздо больше шансов выжить даже без сотрудничества с Украиной, но конкурентоспособность нашей промышленности была бы намного выше, если бы мы теснее кооперировались с Украиной», - подчеркнул Кокошин.

По его словам, во всем мире в этом секторе экономики сильно государственное влияние. «Идут колоссальные государственные субсидии в авиационный и ракетно-космический комплекс в Европе, по поводу чего постоянно возмущаются США. На самом деле в США тоже идет огромное субсидирование этого сектора через гособоронзаказ, накачку денег на исследования и разработки в военной сфере, результаты которых потом используются «Боингом», «Локхид Мартином» по гражданской линии», - заметил Андрей Кокошин.

По его мнению, у российской авиационной промышленности в кооперации с украинской отраслью существует шанс стать третьим мировым центром авиастроения. «Мы видим, в принципе Россия или Россия с Украиной не нужны для Евросоюза и Соединенных Штатов в качестве конкурентов (в авиационной и ракетно-космической промышленности. - Авт.).

Но сейчас у России есть шанс быть третьим мировым центром авиационной и ракетно-космической промышленности. Если мы будем вместе с Украиной и другими странами СНГ, то, безусловно, наша конкурентоспособность возрастет», - сказал Кокошин.

Как известно, серьезной проблемой для стран СНГ являются угрозы, обусловленные ситуацией в Афганистане. Афганская тема тоже была поднята на пресс-конференции.

По мнению Андрея Кокошина, действия коалиции западных войск в этой горной стране не сделали ее более безопасной. «Специалисты считают, что эти действия весьма неэффективны; Афганистан по-прежнему представляет угрозу как источник наркотиков и страна, где сохраняется высокий уровень нестабильности», - отметил он. В связи с этим, по мнению парламентария, не исключено, что с уходом российских пограничников с таджикско-афганской границы возможен значительный рост наркотрафика из Афганистана.

Впрочем, проблема борьбы с незаконной наркоторговлей уже сейчас стоит чрезвычайно остро. По данным Федеральной службы РФ по наркоконтролю (ФСКН), основная часть наркотиков, в том числе героина, поступает в Россию из Афганистана. Начальник департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов на днях сообщил, что за последние 10 лет число наркоманов в России увеличилось в девять раз, что, по неофициальным данным, сегодня в России от двух до четырех миллионов человек употребляют наркотики.

Как заявил Андрей Кокошин, для противодействия афганской угрозе Россией и центрально-азиатскими государствами, а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества, разрабатываются совместные меры. Не предусмотрен в ближайшее время и полный уход российских пограничников из Таджикистана. Как известно, до конца 2005 г. российские пограничники должны завершить передачу таджикско-афганской границы под охрану таджикским коллегам. Однако в этой республике останется российская оперативная пограничная группа, личный состав которой будет помогать пограничникам Таджикистана в подготовке кадров и выполнять функции советников.

Кроме проблем, с которыми приходится иметь дело на постсоветском пространстве, на пресс-конференции речь шла и об Ираке. Точнее, об эффективности действий американцев в этой стране и о последствиях этих действий во всем мире.

Как сообщил Кокошин, цена американского военного присутствия в Ираке возрастает. Появились сообщения, что около 200 миллиардов долларов затрачено на операцию с начала войны и что ее цена приближается к цене вьетнамской войны. И хотя США со времен войны во Вьетнаме стали намного богаче, есть прямая зависимость между теми расходами, которые несут США в Ираке, и проблемами бюджетного дефицита, государственного долга. По словам Кокошина, «бюджетный дефицит США превышает 400 миллиардов долларов, и перспектив не видно».

«Это - фактор, который влияет на положение американского доллара. А от американского доллара зависит экономика многих стран», - отметил Кокошин. Этим обусловлена заинтересованность международного сообщества в разрешении кризисных ситуаций вокруг Ирака. По словам Кокошина, партнеры США по НАТО пытаются помочь Вашингтону найти пути решения проблемы, но это сопряжено с трудностями политического свойства, а также определенным дефицитом финансовых ресурсов у союзников США по Североатлантическому альянсу. Одним словом, как заметил Кокошин, «выход из этой ситуации чрезвычайно сложный и тяжелый».

В то же время, по мнению российского парламентария, благодаря войне в Ираке Вашингтону некоторым образом удалось уменьшить террористическую угрозу Соединенным Штатам со стороны ближневосточных террористических организаций. «В итоге концентрации действий террористических организаций в Ираке и на Ближнем Востоке в целом США в какой-то степени удалось оттянуть значительные масштабы усилий этих организаций от своей собственной территории», - полагает Кокошин.

В то же время Кокошин убежден, что война в Ираке обострила ситуацию с нераспространением в мире оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного. «Силовая акция США и Великобритании в Ираке стала одним из факторов, который стимулирует более агрессивное поведение северокорейского руководства по вопросу приобретения собственного ядерного оружия», - отметил Кокошин.








 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России

  •  
    Проблемные зоны планеты
    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Кокошин - член-корреспондент РАН, председатель комитета по делам СНГ Госдумы 3-го созыва.
    Эфир ведет Марина Королева.
    Президентское послание Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. и внешнеполитическая стратегия России (краткое изложение с комментариями и примечаниями)
    О явлениях и тенденциях, изменяющих характер международных отношений в первом десятилетии XXI века.
    Оценки, размышления, рекомендации.
    Нужны новые подходы для решения проблем стратегической стабильности (Андрей Кокошин)
    ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В США 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (подборка интервью Андрея Кокошина российским средствам массовой информации)
    11 ОКТЯБРЯ 2001, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
    БИТВА БЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ПОБЕД
    Так характеризует начавшуюся борьбу с международным терроризмом находящийся в США депутат Госдумы РФ, бывший секретарь Совета безопасности России Андрей Кокошин
    12 ОКТЯБРЯ 2001, "ИЗВЕСТИЯ"
    ON-LINE КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАН КОКОШИНА АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВИЧА: "США И РОССИЯ:ВЫГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ"
    22 ноября 2001г.
    НАСКОЛЬКО РОССИЯ МОГЛА БЫ СБЛИЗИТЬСЯ С НАТО?
    Интервью председателя комитета ГД РФ по международным делам Дмитрия Рогозина и депутата ГД РФ Андрея Кокошина ведущему программы "Сегодня" Александру Хабарову (НТВ)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    РОССИЯ ДОГОВОР СНВ-1 ИСПОЛНИЛА. И НАДЕЕТСЯ НА ВЗАИМНОСТЬ…(Интервью А.А.Кокошина)
    5 декабря 2001г. Радиостанция "Маяк"
    ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
    22 февраля 2002г. "Время МН" №33
    ИТОГИ ПОДВОДИТЬ ЕЩЕ РАНО
    Своими оценками хода афганской кампании и военных программ США делится в интервью "Времени МН" экс-секретарь Совета безопасности РФ депутат Госдумы (от фракции ОВР) Андрей Кокошин.
    17 мая 2002г. РТР-Вести
    РАЗБОР ПОЛЕТОВ В БЕЛОМ ДОМЕ
    Андрей Кокошин: нельзя исключать того, что всплывут ещё более неприятные моменты.
    "Потенциал России востребован в мире" (интервью Министра иностранных дел РФ И.С. Иванова газете "Коммерсантъ" №85 22 мая 2002г.)
    "России нужна свобода рук" (интервью А.А.Кокошина газете "Трибуна" №85 22 мая 2002г.)
    В КРЕМЛЕ "СВЕРИЛИ ЧАСЫ". Андрей Кокошин: Россия должна добиться более высокого места под солнцем (интервью РТР-Вести 23 мая 2002г.)
    "Договор мог быть лучше, но это лучше, чем ничего"
    Мнение бывшего секретаря Совета безопасности РФ (интервью А.А. Кокошина газете КоммерсантЪ-Daily №087 от 24 мая 2002)
    "Как влияет международное положение на политику России?" (интервью А.А. Кокошина "Радио Маяк" 25 мая 2002г.)

     Андрей Кокошин: "Ближайшее будущее покажет прочность партнерства России и США..." (Интервью Интернет-изданию СМИ.ru)

     16 сентября 2002г. Ю.Н. Балуевский ПОТЕНЦИАЛ ДОВЕРИЯ - Договор о СНП стал новой реальностью (Статья на сайте <Известия.Ру>)

     А.А. Кокошин Нам нужны неформальные союзники (Интервью журналу <Политбюро> (Ю.Голотюку) от 2.12.02, с.10-11)
    Россия и постсоветское пространство :
    Россия в поисках своего места в современной цивилизации (Кокошин А.А. Быть России великой державой в ХХI веке. М., ИПИ, 1996)

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана и Республики Узбекистан (принято 1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •  
     
    Скачать сборник разъяснений.