НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо




Интервью газете "Единая Россия" (специальный выпуск, 20 сентября 2003 г.)

Трудно быть великой державой.
Но иного России не дано, - считает Андрей Кокошин

О новый вызовах безопасности страны и приоритетах внешней политики России наш корреспондент беседует с председателем Комиссии по вопросам национальной безопасности генсовета партии "Единая Россия", депутатом Госдумы Федерального Собрания РФ, членом-корреспондентом Российской академии наук Андреем Кокошиным.

  • В чем Вы видите отличие обстановки нынешнего десятилетия от десятилетия 1990-х годов в области международной безопасности?

    В 1990-е годы, несмотря на обилие различных вооруженных конфликтов на этнической, религиозной почве, почти общепринятым было то, что в мировой политике доминировали проблемы финансово-экономические, торгово-экономические. Этот период часто характеризовался феноменом так называемой "новой экономики", что было прежде всего свойственно Соединенным Штатам.

    В нынешнем десятилетии тема "новой экономики" после того, как обрушились акции многих компаний, бывших локомотивами этой "новой экономики", уже не столь популярна. Одновременно заметно возросла значимость таких проблем, как международный терроризм, распространение оружия массового поражения и средств его доставки. Вновь мы видим возврат роли ядерного фактора в мировой политике - не в том виде, как это было в годы "холодной войны", но тем не менее в весьма ощутимых масштабах. В том числе мы наблюдали даже возможность ядерного конфликта в одном из сегментов системы международных отношений - в ходе обострения индо-пакистанских отношений в 2002 г. В целом в нынешнем десятилетии происходит заметное возрастание роли военно-политического измерения международных отношений. Во многом это связано с поведением США, особенно после актов "мегатеррора" 11 сентября 2001 г., резко нараставших свои военные расходы и осуществивших военную операцию в Ираке

  • Какие изменения в расстановке сил на международной арене за последние 10-15 лет представляются наиболее важными с точки зрения интересов России?

    Таких изменений немало. Большинство политологов в нашей стране обратили внимание на тот рывок, который в 1990-е годы сделали США по отношению к тем же странам ЕС и Японии, где темпы экономического роста были ниже. Но я бы хотел отметить, что за этот период стали сокращать свой разрыв с США (и с Западной Европой) два азиатских гиганта - КНР и Индия. Индия в 1998 г. к тому же стала полноценной ядерной державой. Такого рода изменения существенно меняют современную и тем более перспективную картину мировой политики, тем более что КНР и Индия сохраняют высокие темпы роста и в настоящее время. Как следствие этого - возрастание значения для России отношений с этими двумя государствами, становящимися все более важными субъектами международных отношений.

    Важную роль в мировой политике продолжают играть страны ОПЕК, практически воссоздавшие эту организацию 4-5 лет назад.

  • В чем особенности современного международного положения России? В чем основные проблемы этого международного положения? Можно ли рассматривать ее в ряду современных великих держав?

    Для России одной из основных проблем остается состояние экономики - масштабы нашей экономики, ее структура, темпы ее роста, качество этого роста. На протяжении нескольких лет идет рост российской экономики, однако, как неоднократно отмечал Президент России Владимир Путин, нам необходимо для завоевания "места под солнцем" выйти на значительно более высокие темпы роста. При этом необходимо обеспечить и новое качество этого роста, уйти от высокой степени зависимости от производства и экспорта сырья. И в этом нет ничего невозможного. Локомотивами более высоких темпов роста, нового качества нашей экономики могут быть многие регионы нашей страны, включая Восточную Сибирь, Забайкалье.

    Но в развитии экономики, в жесткой конкурентной борьбе, в которой России приходится завоевывать "место под солнцем", далеко не все определяют только собственно экономические факторы.

    Одним из важнейших условий устойчивого роста и нашей экономики, и экономики стран ближнего зарубежья является емкость рынка, что требует целенаправленных политических усилий. В свою очередь для создания такого достаточно емкого рынка не менее важно развитие сотрудничества стран СНГ в области обеспечения безопасности.

    Россия по своему историческому наследию, территории, населению, человеческим и природным ресурсам безусловно является великой державой. По ракетно-ядерному потенциалу Россия соизмерима с самой мощной современной державой - Соединенными Штатами Америки. За последние несколько лет заметно возросло влияние России на целый ряд процессов мировой политики.

  • Как просматриваются приоритеты внешней политики России, нашей национальной безопасности?

    Пожалуй, наиболее рельефно приоритеты политики России на международной арене сформулированы в Послании Президента Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. В них уже нашли свое отражение и практический опыт его внешнеполитической деятельности во время пребывания у власти и долгосрочное видение перспективы мировой политики, интересов России.

    Наиболее приоритетными во внешней политике нашего государства Президентом России объявлены отношения со странами СНГ. Эти страны СНГ обозначены как зона стратегических интересов России. И это не просто декларация о намерениях. Объявленной приоритетности этих направлений соответствуют масштабы, интенсивность усилий Президента России в двусторонних и многосторонних отношениях. Свидетельство этому - недавние российско-белорусская и российско-украинская встречи на высшем уровне, только что завершившийся саммит СНГ.

    В рамках СНГ все более важную роль играет Организация договора коллективной безопасности, которая недавно усилиями ее членов превращена в полноценную организацию по обеспечению международной безопасности.

    Безусловно в числе внешнеполитических приоритетов России - отношения с наиболее крупными и мощными государствами, в том числе с Соединенными Штатами Америки. Но при этом необходимо отметить, что России в последние годы удалось установить своего рода равновекторные отношения не только с ведущими западноевропейскими странами и с США, но и с Китаем, Индией, рядом других влиятельных государств, включая, например, Саудовскую Аравию - ведущего члена ОПЕК. Такая равновекторность служит делу обеспечения реального суверенитета России, позволяет обеспечивать более благоприятные политические условия для интеграции в мировую экономику.

    Среди приоритетов внешней политики России - борьба с распространением оружия массового поражения и средств его доставки.

    Острой и для нас и для большей части международного сообщества является борьба с радикальными организациями, использующими террористические методы.

    Обеспечить должным образом реализацию внешнеполитических приоритетов невозможно без военной, оборонной мощи. Укрепление оборонной мощи России, модернизация военной организации государства - это одна из важнейших задач для партии "Единая Россия". Партией, нашей Комиссией по вопросам национальной безопасности разработан целый комплекс мер в этой области, многие из которых уже приняты государственным руководством, руководством Минобороны.

    Одним из краеугольных камней российской оборонной мощи являются разнообразные силы и средства ядерного сдерживания - от стратегических сил до тактического ядерного оружия. Они вносят весомый вклад в обеспечение глобальной стратегической стабильности. Президентом - Верховным главнокомандующим поставлена задача по модернизации сил и средств ядерного сдерживания, чего требует характер международной обстановки, интересы России.

  • Вы недавно вошли в состав рабочей группы, созданной Президентом России Путиным для реализации положений, содержащихся в его Послании Федеральному Собранию. Какие предложения готовит эта группа?

    Рабочая группа во главе с помощником Президента Игорем Шуваловым приступила к активному рассмотрению различных крупных проектов и направлений развития экономики. Мне близки проблемы развития наукоемкой промышленности, в том числе нашей авиационной и ракетно-космической промышленности. Очень важная тема - развитие образования. Я сейчас активно веду с руководством Минобразования обсуждение такой проблемы, как превращение России в один из центров предоставления образовательных услуг для иностранцев. Наше образование вполне может быть и одним из важных источников доходов страны, и более важным рычагом долговременного политического влияния России, особенно на постсоветском пространстве.

    Сейчас в стране на коммерческой основе учатся десятки тысяч иностранных студентов, и их число может быть значительно увеличено.

    В фокусе внимания этой рабочей группы и вопросы модернизации военной организации нашего государства. По этой проблематике мы ведем активный диалог с Минобороны, Генштабом, в том числе по таким проблемам, как совершенствование системы подготовки офицерских кадров, младших командиров, развитие оргштатных структур Вооруженных сил, вопросы оснащения их самой эффективной и передовой военной техникой.

    Беседу вел Валентин Васильев




  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России
  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •