НОВОСТИ| О НАС |КОНТАКТЫ на главную написать письмо
 



Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Деловом саммите АТЭС
19 октября 2001 года
Шанхай

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего я хотел бы отметить, что наш сегодняшний ведущий очень точно изложил все, что связано с моей скромной персоной, и я ему за это очень благодарен. Он даже в чем-то преувеличил, но все равно это очень приятно. Поэтому я хочу выразить ему самые искренние слова признательности.

Кроме этого, вначале я хочу сердечно поблагодарить наших китайских друзей за то, как они организовали сегодняшний саммит АТЭС. Китай отнесся к этому самым серьезным образом. И мне очень приятно отметить, что один из моих самых любимых городов в Китае – Шанхай, город-побратим Санкт-Петербурга, так блестяще подготовился к этому мероприятию. Я от всей души хочу поздравить наших китайских друзей и шанхайское руководство с этим событием.

Разумеется, мы собрались здесь поговорить о проблемах экономического характера. Но, само собой разумеется, мы не вправе делать вид, что нас не интересуют события, связанные с политической сферой, борьбой с террором, с тем, что происходит сегодня в горячих точках планеты, в том числе и в Афганистане. Все это напрямую влияет на экономическую ситуацию в мире и на ситуацию в странах, которые представлены в АТЭС сегодня.

Несколько слов я позволю себе сказать и об этих проблемах.

ХХ век резко ускорил темпы технологического и информационного развития, привел к коренным изменениям образа жизни всего человечества. Но, несмотря на то, что за последние 10 лет общая ситуация в мире улучшилась, на смену старым, известным нам угрозам, приходят новые. Рука об руку с международным терроризмом идут наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда оружия. Эти опасные явления имеют распространение и во многих странах Азиатско-тихоокеанского региона.

Для стабильного, устойчивого развития необходимо совершенствовать систему международных отношений. Систему, которая базируется на надежном фундаменте международного права и его институтов – прежде всего Организации Объединеных Наций, Совета Безопасности, других международных и региональных структур.

Борьба с терроризмом и иными новыми угрозами должна носить комплексный и долгосрочный характер. И в этом контексте мы в первую очередь выступаем за дальнейшую либерализацию мировой экономики, внося в это дело и свой посильный вклад.

Здесь всем нам пора задуматься и над тем, чтобы ввести процессы глобализации в такое русло, чтобы неравномерность в распределении ее выгод и издержек - а мы знаем, что это связано не только с выгодами, но и с проблемами - чтобы все это не становилось источником новых опасений. Интеграционные процессы и процессы глобализации должны развиваться так, чтобы неравномерность в распределении их выгод и издержек не становилась источником новых опасений или даже новых потрясений.

Мы – за совершенствование многосторонней торговой системы. Но против того, чтобы государства становились заложниками своих обязательств, принятых под давлением извне.

Мы – за серьезные меры по ликвидации "цифрового разрыва". Но нас не меньше беспокоит другой разрыв – между реальной и "виртуальной" экономикой, чреватый новыми потрясениями.

Мы – за либерализацию экономических режимов. Но категорически против того, чтобы отмирание целых отраслей национальной экономики в развивающихся странах и на так называемых "развивающихся рынках" разрушало социальный баланс, чтобы это привело к росту социально-экономических и политических напряжений не только в отдельных государствах, но и в отдельных частях мира.

Между тем финансовая и консультативная помощь, оказываемая странам с так называемой "переходной" экономикой или странам с так называемыми "нестабильными" режимами, имела и имеет свои видимые издержки. Об этом мы очень часто дискутируем с руководством самых различных международных финансовых организаций и с руководством отдельных индустриально развитых стран мира. Причин тому много. И не в последнюю очередь – формальная система критериев контроля при оказании помощи, а также стремление к монопольному контролю за ресурсами.

Налицо и другие экономические вызовы. Такие, как необходимость в раннем предупреждении финансово-экономических кризисов, в создании системы противодействия негативным последствиям возможных террористических актов в валютно-финансовой сфере, экономические последствия эпидемии СПИД, другие опасности.

Все эти вызовы заставляют нас искать совместные пути их преодоления и более пристально отнестись к наработанному в АТЭС опыту сотрудничества, используя его для создания прочного и безопасного экономического миропорядка.

Я убежден: именно здесь, в Азиатско-тихоокеанском регионе, где многие годы наблюдается масштабная экономическая миграция народов и рас, существует огромный потенциал для формирования дополнительного контура прочности мировой экономики.

Именно здесь уже созданы - хотя формально в правовом и международном контексте до конца не оформлены, но уже реально работают - резервные финансовые, банковские, информационные и технологические возможности. И потому именно здесь есть возможности для создания еще одного уровня безопасности мировой экономики.

Абсолютно убежден: новый век ставит в повестку дня вопрос о конструировании новой конфигурации АТР – и энергетической конфигурации, и транспортной, и информационно-технологической.

* * *

Наряду с другими крупными и быстро набирающими темп странами региона, сегодняшняя Россия самим фактом и вектором своего развития открывается для всего мира и открывает для более продуктивного сотрудничества свое огромное деловое пространство. Содействуя при этом и росту финансово-экономической, технологической и информационной самостоятельности Азиатско-тихоокеанского региона, где живет почти 40 процентов населения мира и обеспечивается 50 процентов объема внешней торговли.

Более того, взятая российской экономикой скорость развития и уникальный по своим параметрам налоговый климат уже в ближайшее время сделают Россию - во всяком случае, могут сделать Россию, мы очень рассчитываем на это - одним из самых динамичных стратегических ресурсов развития всего Азиатско-тихоокеанского региона.

Так, с начала этого года в России введена единая налоговая ставка на доходы физических лиц. То, что я сейчас буду говорить, в принципе известно, но для такой представительной аудитории, тем более в этом регионе я считаю своим долгом повторить некоторые известные цифры. Так вот, доход на физических лиц был установлен – 13 процентов. Это – самая низкая ставка в Европе. Принят закон о снижении налога на прибыль с 35 до 24 процентов. Фискальное бремя на экономику уменьшилось, причем значительным образом, а за восемь месяцев текущего года общие налоговые сборы возросли на 36 процентов.

Одновременно с этим наша налоговая система существенно упрощается. Так, например, в области ресурсоиспользования вместо трех налогов введен один. Отменяются льготы, мы уходим от непрозрачных схем, делаем нашу экономику гораздо более открытой.

Работаем над тем, чтобы создать максимально благоприятные условия ведения бизнеса. Подготовлен пакет законов по дебюрократизации экономики, по ее либерализации. Регистрация предприятий будет проходить по принципу "одного окна", хорошо известного предпринимателям во многих странах. Приведены в систему и кодифицированы в одном законе ранее действовавшие различные акты о лицензировании.

Активно занимаемся реструктуризацией так называемых естественных или, может, неестественных, но во всяком случае самых крупных российских монополий. Одобрена концепция развития РАО ЕЭС – крупнейшей энергетической компании России. Создан единый тарифный орган, который будет определять ценовые параметры услуг естественных монополистов.

В сфере нашего постоянного внимания – защита прав инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

Все это не может не приносить результатов.

В прошлом году российский ВНП увеличился на 8,3 процента, промышленное производство выросло на 11,9 процентов. В этом году рассчитывали на четырехпроцентный рост, реально он составит 5,5 - 5,8 процента.

С профицитом исполняется государственный бюджет. Мы, как вы знаете, регулярно, своевременно и в полном объеме обеспечиваем выплаты по внешним долгам, при этом без всякого внешнего рефинансирования.

Постоянно растут и золотовалютные резервы страны. Собран рекордный урожай зерновых. Должен сказать, что такого урожая Россия не знала много-много лет, и впервые за несколько десятилетий у России появился реальный экспортный потенциал.

* * *

Уважаемые дамы и господа!

Мы рассчитываем, что дальнейшему росту нашей экономики будет содействовать и расширение торгово-экономического сотрудничества с иностранными партнерами. В самое ближайшее время мы намерены стать полноценным членом Всемирной торговой организации. Надеемся, что страны - члены АТЭС окажут нам в этом поддержку.

В качестве локомотива нашего регионального сотрудничества мы рассматриваем и сегодняшний форум АТЭС, в рамках которого реализуется уже сегодня целый ряд проектов. В следующем году мы организуем инвестиционный симпозиум и ярмарку во Владивостоке. Проведем научную конференцию о сравнении интеграционных процессов в Азиатско-тихоокеанском регионе и Европе.

Хотел бы отметить, что в мае в Москве мы уже провели первое на территории нашей страны мероприятие форума – заседание Делового консультативного совета. В ходе мероприятий АТЭС мы будем встречаться с деловыми людьми. Надеюсь, они выскажутся по поводу того, как это мероприятие было проведено.

Полагаю, что вхождение России и, прежде всего, ее восточных районов, в систему сложившихся в Азиатско-тихоокеанском регионе хозяйственных связей, полностью отвечает общим интересам и задачам АТЭС.

В этой связи хотел бы поделиться мыслями о том, какие направления сотрудничества Российское государство и российский бизнес, в том числе почти 50 предпринимателей, сидящих в этом зале, могли бы развивать со своими коллегами – с вами, уважаемые дамы и господа.

Прежде всего несколько слов о возможном участии России в конструировании новой энергетической конфигурации АТР.

По прогнозам, доля Азиатско-тихоокеанского региона в мировом энергопотреблении возрастет к 2020 году до 45 процентов. Думаю, что это самый скромный подсчет. Разрыв между собственными запасами энергоресурсов и потребностями региона будет увеличиваться. Учитывая быстрый темп развития экономик, давайте посмотрим, например, на темпы развития наших хозяев, на темпы развития Китая, с чем мы, безусловно, поздравляем китайское руководство и китайский народ, потребности региона в целом в энергоресурсах будут увеличиваться. И Россия готова совместно с вами, уважаемые дамы и господа, работать над проблемой обеспечения его энергетической безопасности.

Россия готова в долгосрочном плане содействовать стабильности рынка энергоресурсов. Наши сегодняшние запасы нефти и газа в восточных районах России позволяют не только удовлетворить внутренний спрос, но и осуществлять крупномасштабные поставки на экспорт.

Месяц назад подписано соглашение о сооружении до 2005 года нефтепровода "Россия–Китай" общей протяженностью 2400 километров. Ежегодно нашему соседу будет поставляться 20 миллионов тонн, а в перспективе и 30 миллионов тонн российской нефти.

Наше крупнейшее в газовой сфере предприятие "Газпром" будет участвовать в тендере на строительство в КНР газопровода "Восток–Запад". Идет проработка проекта переброски в Китай и Корею газа из Ковыктинского месторождения Иркутской области. На условиях раздела продукции реализуются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина. В рамках этих проектов наши западные партнеры планируют построить самый мощный в мире завод по сжижению природного газа. Потребителями этой продукции могут стать практически все страны АТЭС.

Полагаю, что богатый опыт работы российских компаний по разведке нефти и газа, развитию газовой инфраструктуры и применению новых методов бурения пригодится и нашим партнерам.

Составными частями новой энергетической конфигурации региона могли бы стать энергомосты из России в Японию, Корею, Китай. В этом же ключе мы рассматриваем и совместную разработку инновационной реакторной технологии и ядерного цикла естественной безопасности, проекты по расширению сфер применения альтернативных источников энергии.

Многие из упомянутых мной проектов требуют для своей реализации значительных, если не сказать огромных, финансовых средств. И здесь хотелось бы рассчитывать на взаимодействие как с традиционными для нас финансовыми центрами в Европе и США, так и с азиатским банковским сообществом. Думаю, что работы в энергетической сфере на будущие, как минимум, сто лет нам всем будет достаточно.

Другой перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт.

Объединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог позволит сделать качественный шаг в развитии транспортной системы в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Большое будущее и у трансполярных авиационных маршрутов. Для этого мы намерены модернизировать наземную инфраструктуру обеспечения безопасности полетов по новым трассам. С учетом известного спада в этой отрасли, то что я говорю может представить значительный интерес, может оживить деятельность в этой сфере.

Россия также заинтересована в проекте формирования транспортного коридора, соединяющего западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока. Мы готовы подумать и над участием в транспортных проектах, предусматривающих строительство железных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу.

Развитие транспортной системы открывает широкий доступ к богатейшим природным ресурсам российского Дальнего Востока и Сибири. Мы уже предпринимаем меры по созданию необходимой инфраструктуры для реализации возможных совместных проектов в этой области.

Россия намерена активно использовать и тот потенциал, которым мы обладаем в области освоения космического пространства. В этой связи будут продолжены работы в рамках программы Международной космической станции. А в последующие четыре года мы намерены развернуть 10 современных спутников связи с 12–15-летним ресурсом, которые не только обеспечат внутренние потребности в космической связи, но и могут быть широко использованы зарубежными потребителями, включая страны АТР. Только в 1999-2000 годах произведено более 30 пусков с использованием российских ракетоносителей, в том числе запуски национальных спутников стран членов АТЭС Индонезии и Малайзии. С австралийскими партнерами идет активная работа по созданию космодрома на острове Рождества и ракетно-космического комплекса "Аврора".

* * *

Уважаемые дамы и господа!

В заключение хотел бы подчеркнуть: мы готовы развивать сотрудничество со странами АТР как по всем вышеназванным направлениям, так и по другим представляющим совместный интерес проектам. Мы также готовы активно участвовать в формировании новых подходов и современной конфигурации работы АТЭС в целом, адекватной требованиям мировой экономики.

Выбор России – это инновационный путь развития и качественная перестройка национальной экономики. Уже сегодня Россия осознает себя неотъемлемой частью мировой экономической системы и настроена работать вместе с нашими партнерами для обеспечения ее большей стабильности, прочности и безопасности.

Благодарю за внимание.

Источник: www.president.kremlin.ru










 
  • Официальные документы по вопросам национальной безопасности России

  •  
    Концепция национальной безопасности РФ

    Концепция внешней политики РФ

    Военная доктрина РФ

    Доктрина информационной безопасности РФ

    Основные положения политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания.

    В.В. Путин РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

    Заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина 24 сентября 2001 года, Москва

    Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина в Бундестаге ФРГ 25 сентября 2001 года, Берлин

    Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на Деловом саммите АТЭС 19 октября 2001 года, Шанхай

    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, РФ, Туркменистана и Республики Узбекистан (1 марта 2002 года)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на совместной пресс-конференции глав государств-участников СНГ (1 марта 2002 года, Алма-Ата)

    Из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина перед журналистами по окончании встречи с Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым (2 марта 2002 г., Алма-Ата)

    Заявление Президента России В.В. Путина 11 сентября 2002 года, Сочи, Бочаров ручей. (Сообщение пресс-службы Президента Российской Федерации).

    Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к Генеральному Секретарю ООН, лидерам государств - постоянных членов СБ ООН и главам государств и правительства стран ОБСЕ - 12 сентября 2002г. (Сообщение пресс-службы Президента Российской Федерации).

    Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации"

    Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями от 7 августа 2000 г.)

  • Международные договоры и соглашения
  • Глобализация в мировой экономике и политике
  • Место России в современном мире. Проблема самоидентификации России
  • Внешняя политика России
  • Военная реформа и военная политика России
  • Стратегическое управление в сфере обороны и безопасности
  • Методологические вопросы соотношения политики и военной стратегии
  • Государство, нация, этнос и национальная безопасность

  • Курс профессора А.А.Кокошина "Национальная безопасность России" (для магистрантов МГИМО МИД РФ)



  •